Первые автобусы и кольцевая линия метро, сыр из Финляндии и контрабанда литературы, отопительный сезон и курорты Европы. Новости недели и события прошлого – в обзоре Андрея Федорова.
Юрий Зинчук,ведущий: «На этой неделе исполнилось ровно 140 лет со дня появления на улицах Петербурга первого трамвая. В связи с чем вновь пустили по маршруту знаменитый трамвай «Американка». Трамвай будет идти от Васильевского острова до Цирка на Фонтанке. Билет на этот туристический трамвайный маршрут можно купить в электронном виде на официальном сайте музея Горэлектротранса.
И эта новость – хороший повод продолжить нашу рубрику «Порядок истории». Ее суть – мы вспоминаем события прошлого в истории Петербурга и сравниваем с событиями современного Петербурга. И мы меняем этот порядок, чтобы понять, а как меняется наш город. Или, наоборот, совсем не меняется. Ведь многие события прошлых лет очень похожи на то, что происходит с нами сейчас. В наши дни. Итак, наша рубрика «Порядок истории». И ее ведущий Андрей Федоров».
Времена разные, события похожие. Изучаем малую историю Петербурга. Я Андрей Федоров, за архивы отвечает Федор Андреев. Переворачиваем страницы календаря первой недели осени.
3 сентября 1970 года по адресу Бухарестская, 90, открылся первый в стране универсам. По имени района он получил название «Фрунзенский». Корреспондент «Ленинградской правды» удивляется обилию товара, итальянской технике и отсутствию продавцов.
Эксперимент с новым американским методом «сам бери, плати в кассу» полностью меняет советскую торговлю. Прежняя система «деньги продавцу – товар покупателю» не позволяла быстро обслужить всех и создавала длинные очереди.
Этот магазин самообслуживания стал прообразом современных гипермаркетов, которые сегодня тоже в очередях. Виновата коронавирусная инфекция, которая все не унимается и продолжает создавать проблемы.
В Петербурге, по-прежнему, закрыты театры, кинотеатры и торгово-развлекательные центры. Губернатор обратился к главному санитарному врачу города с просьбой изучить возможность и определить условия для открытия заведений. Руководители культурных учреждений сообщают об огромных убытках.
В этот же день «Вечерняя газета» от 1917 года публикует постановление о времени открытия и закрытия театров и кинематографов. С начала сентября посмотреть кино в Петрограде можно с 7 до 10 вечера. На игру актеров на сцене – до 11 вечера. В случае неисполнения – штраф в 3 000 рублей или заключение в тюрьму на 3 месяца.
В Петербурге продолжается транспортная реформа. Изменения ждут не только надземный, но и подземный транспорт. На этой неделе Смольный объявил конкурс на разработку проекта планировки кольцевой линии метро. Начальная и максимальная цена проектирования двух участков и нового электродепо – почти 60 миллионов рублей.
А это заметка времен, когда общественный транспорт в Ленинграде только зарождался. Одна фотография и короткая подпись в «Красной газете» от 1 сентября 1926 года – «Перед первой поездкой по Ленинграду». На снимке – один из пяти грузовиков «ФОМАГ», которые переделали в автобусы и пустили по первому маршруту от Главного штаба до Детскосельского вокзала. Они работали с 7 утра до 2 ночи, за полгода перевезли более шестисот тысяч пассажиров.
Петербург полностью готов отопительному сезону. «В этом году по распоряжению губернатора на две недели раньше…» – отчитался глава жилищного комитета. Такая мера должна снизить риск простудных заболеваний, которые способствуют распространению коронавируса.
В дореволюционном Петербурге сентябрь сопровождали такие заметки: «великосветское общество города убегает от холодов и отправляется проводить осень за границей». Русская речь чаще всего слышится во французском Биаррице и бельгийском Остенде. В Ялте осенний сезон проведут князь и княгиня Трубецкие, князь Голицын с супругой, граф и графиня Орловы-Давыдовы и другие. Об этом рассказывает «Вечерняя газета» 1911-го года.
В нынешний коронавирусный период открытым границам остается только завидовать. Ведь сейчас даже в соседнюю Финляндию на выходные не уедешь и сыром впрок не запасешься. Гипермаркеты соседней страны установили лимит на продажу продукта. Теперь – не более 10 килограммов в одни руки. Меру объясняют борьбой с перекупщиками, которые наладили новые каналы поставки в нашу страну.
Про контрабанду писали и газеты 120 лет назад. Вот заметка: «В начале сентября в Морском канале было извлечено из воды несколько тюков нелегальной литературы, плавающих около парохода, который совершал рейс между Лондоном и Петербургом…». Больше никаких подробностей. Очень интересно что там была за литература, которую перевозили таким способом. В общем, радуемся существованию интернета, надеемся на открытие границ, импортозамещение и теплый сентябрь. Увидимся на следующей неделе.