В Петербурге появились границы исторического поселения, их обозначил новый документ Министерства культуры. Проект приказа обсуждают эксперты и простые горожане, которым небезразлична тема сохранения облика города. 480 страниц, длинные списки улиц и доминант, фотофиксация всех значимых видов города. Документ разрабатывали 4 года, на первый взгляд, кажется, что он дублирует городские охранные законы, но это не так. Подробнее – корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Альтфельд.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «У меня в руках два прибора – нивелир и курвометр, – которые помогут начертить точную линию, где проходит граница исторического поселения. Юг Петербурга, Московский проспект, дом 72. Делаем отметку».
По этому пешеходному переходу и проходит та самая судьбоносная черта, которая разделяет город на две части – та, что под охраной, и та, где можно строить без жестких ограничений.
Вот так, совершая сложный маршрут, граница исторического поселения охватывает весь центр Петербурга. У экспертов есть принципиальное замечание – южная граница начинается слишком рано, у станции метро Фрунзенская. А должна бы захватывать и Площадь Победы.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Удивительно, что в границы исторического поселения не попал знаменитый Дом советов, значимая доминанта, за ним — несколько свободных мест для нового строительства, эксперты опасаются, что на фоне здания может появиться высотное здание».
Охранный документ Минкульта, 480 страниц – длинные списки панорам, улиц, кварталов и домов. Такой детализации не было никогда. Но главное — впервые появились правила застройки участков в 10 километрах от центра. Пока ограничения касаются 6-километровой зоны. И если бы этот документ был принят лет 7 назад, Лахта-центр, который стоит в 9 километрах, не появился бы на всех городских панорамах.
Михаил Мильчик,член союза архитекторов России: «Лучи, которые на 10 км уходят от исторического центра. Зачем они сделаны? Здесь, конечно, никакой исторической застройки нет, там, конечно, можно строить без вопросов, ограничение высотности, чтобы новое здание не попадало в исторические панорамы».
Основная цель – защитить панорамы города, небесную линию, которая особенно пострадала на стрелке Выборгской стороны впервые еще в 70-х годах, когда построили гостиницу Ленинград. А потом и градостроительную ошибку 21 века – комплекс Монблан.
Дмитрий Литвинов,активист: «Там были кварталы доходных домов, модерн, эклектика, было здание Пироговского музея, и представляете, там было бы чистое небо, исторический горизонт. И мы бы могли наблюдать нашу небесную линию по всему периметру».
Евгения Альтфельд,корреспондент: «История не знает сослагательного наклонения, но можно попробовать себе представить, как бы выглядела эта часть города, если бы закон приняли лет 20 назад. А еще можно попробовать себе представить, каким бы был вид на Смольный собор со стороны Шпалерной улицы, если бы не современное здание слева, которое закрывает его ровно вполовину».
Суть нового документа одной фразой – оберегать классический образ города от проектов наподобие Василеостровской биржи, которую все-таки удалось уменьшить на 2 этажа. Конец Гороховой улицы, одного из трех лучей, ведущих к Адмиралтейству. Цель объясняет эксперт архитектуры Нина Петухова – защитить не столько саму доминанту, ее и так охраняет множество нормативов. Но ее вид из разных частей города. Который уже сильно отличается от замысла строителей Петербурга.
Нина Петухова,искусствовед, эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы: «Все эти три луча по проекту были ориентированы на шпиль Адмиралтейства. И в 1908 году было построено здание торгового дома. Мы видим, что теперь здание Шепельца доминирует, оно вышло на первый план. И он сломал эту композиционную ось, и он сломал этот визуальный луч».
Само по себе здание бывшей швейной фабрики Володарского у Красного моста прекрасно, но стоит не на месте. По новому регламенту современная застройка даже в границах охранной зоны может быть, но она не должна доминировать над исторической. Изучив новый документ, историк архитектуры Алексей Лепорк увидел неоднозначный пункт, который дает возможность воссоздавать утраченные доминанты. Что, по сути, новострой.
Алексей Лепорк,историк архитектуры: «Аспект, который вызывает удивление — утраченные доминанты. Мы как бы закладываем гипотетическую возможность эти доминанты восстановить. Это хорошо, но обсуждение колокольни Смольного монастыря, про которую повторяют «воссоздание», но разве можно воссоздать то, чего не было?».
Документ хоть и жестко регламентирует новую застройку, но даже он не гарантирует сохранность типичной застройки 18-19 веков, которую инвесторы могут снести по самой распространенной статье «аварийное состояние».
Знаменитый Мытный двор, где еще в 19 веке взымались пошлины на товары. Инвестор довел здание до аварийного состояния, когда выяснилось, что заработать по-крупному здесь не удастся.
Ярослав Костров,активист: «Все упирается в деньги, здесь нет заинтересованности у владельцев или инвесторов. Была у них заинтересованность построить здесь 11-этажное здание, не получилось, все упирается в деньги, нет возможности реализовать тот проект, который позволит инвесторам получить 300% прибыли. А еще одного Абрамовича у нас тоже нет».
Документ Министерства культуры отчасти дублирует уже существующие городские законы, но позволит более жестко контролировать застройку, считают эксперты. Важно не допустить новые градостроительные ошибки, и здесь контроль не может быть лишним. Главное, чтобы хорошие законы так же хорошо исполнялись. Что происходит не всегда, как показывает история.