«Час политинформации перед началом дискотеки», «Прохожие ничтожно малы рядом с настенным изображением Ленина». Попробуйте представить себе эти кадры. Увидеть их можно на выставке «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» – этой экспозицией возобновляет работу ЦВЗ «Манеж». Более 250 снимков от 39 легендарных документальных фотографов. Портрет СССР и России с 1947 по 2020 годы.
Только-только отметивший свое 4-летие обновленный «Манеж» в ближайшее время будет работать по пропускной схеме – 70 человек в час. Все посетители должны соблюдать дистанцию в 2 метра, а также носить медицинскую маску и перчатки. Для медицинских работников, вне зависимости от профиля и специальности, вход в «Манеж» до конца года будет абсолютно бесплатным, сообщает корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
40-е, 50-е, 60-е и далее до наших дней, не пропуская ни одного десятилетия. Связь агентства Magnum с Советским Союзом и Россией удивительна и крепка. Селфи в номере московской гостиницы, Джон Стейнбек и Роберт Капа – лето 1947 года – отправная точка документального путешествия в эту историю.
НИНА ГОМИАШВИЛИ,куратор выставки: «В 1947 году весной провозглашено это агентство, происходит знаменательная встреча в ресторане на последнем этаже».
Отправились в Москву, Сталинград, Украину и Грузию – это был первый проект агентства Magnum. Его фотографы снимали репортажи и то, что сейчас называется «стрит-фото»: заклеивали темной лентой блестящие детали своих фотоаппаратов «Лейка», чтобы оставаться незамеченными и ловить то, что в философии Magnum именуется «решающим моментом». Эту формулировку предложил один из отцов-основателей агентства – Анри Картье Брессон. Кстати, Москва, запечатленная им в 1954 году – один из лучших альбомов в истории фотографии.
ГЕОРГИЙ ПИНХАСОВ,фотограф агентства Magnum: «Вот эта фотография и вот он решающий момент. И вы видите, как фотограф, словно охотник, набирает добычу».
Сам Георгий Пинхасов – единственный российский фотограф в агентстве. Снимать не художественно, а репортажно он начал после того, как увидел родной город в фотографиях Картье-Брессона. Его собственные работы на выставке сразу на двух этажах: на первом – где Советский Союз и на втором – где уже Россия. Водораздел внутри экспозиции прошел четко по исторической границе.
В страну, которая долгое время была скрыта железным занавесом, фотографы Magnum приезжали с разными заданиями и уезжали с разным материалом. Так, Эллиотта Эрвитта в 60-х отправили фотографировать Братскую ГЭС. Кадров электростанции никто не видел, а в историю вошли ироничные фото Эрвитта из ЗАГСа и парикмахерских города Братска. Супруга Артура Миллера Инге Морат погружалась в неформальную культуру Ленинграда. А Ева Арнольд нашла невероятные типажи среди колхозников на Кубани.
Финальный аккорд «Иного взгляда» – проект всего двухмесячной давности. Номинант Magnum Нанна Хайтман запечатлела врачей, работавших в красной зоне московской ковидной больницы.
НИНА ГОМИАШВИЛИ,куратор выставки: «Это почти физическая боль, отобрать 25 фотографий, из лучшего выбирать лучшее. Это тональность иного взгляда, не другого! «Иной взгляд» позволяет каждому иметь свой собственный. Я долго билась за это название, и мне кажется, эти фотографии – это как раз иной взгляд. Это разный генетический код, разные переживания».
В «Манеже» почти уникальный случай, когда агентство Magnum позволило принимающей стороне создать свою собственную экспозицию. Отобранные кадры тем ценнее, чем больше десятилетий отделяет от них нас, смотрящих. В зеркалах – особая прелесть. Вот мы – настоящие, а вот те, кто когда-то удивил, восхитил или просто привлек внимание. Это как разбирать семейные архивы. Чувство включенности в историю гораздо большую, чем твоя собственная. И чувство благодарности за то, что кто-то когда-то нашел необходимым запечатлеть уникальный и, скорее всего, неповторимый момент.