В Петербурге увеличилось количество аварий с участием такси. Кому мы доверяем свою жизнь? И при чем здесь приложения-агрегаторы? Репортаж Андрея Федорова.
Андрей Федоров,корреспондент: «Это произошло в 11 часов утра на пересечении Суворовского проспекта и 9-й Советской, самый центр города. Рядом автобусная остановка и пешеходный переход, на тротуарах горожане ждут зеленого сигнала светофора. И в этот момент разносится несколько громких ударов. Обернувшись, свидетели видят умирающую женщину и перевернутую машину такси, водитель которой ехал на скорости не меньше 100 километров в час. И даже не пытался затормозить».
Если изначально к этой аварии были вопросы, кто виновен: водитель автобуса, который слишком круто выруливал с остановки, или таксист, то подробный разбор схемы проясняет все обстоятельства. Сразу несколько правил дорожного движения нарушил легковой брендированный автомобиль.
Дмитрий Попов,автоэксперт: «Ехал с превышением скорости, не уступил дорогу автобусу, который начинает движение, неправильно действовал при возникновении опасности. Должен был применить экстренное торможение. Если уж выбрал сумасшедшую скорость, то примени экстренное торможение. Объезд опасности правилами дорожного движения вообще не предусмотрен».
За рулем такси находился житель Ростова на Дону Эльнур Байрамов. Погибла медсестра Госпиталя Ветеранов войн Елена Орлова, которая недавно переболела коронавирусной инфекцией. В момент аварии женщина с двумя детьми возвращалась из поликлиники. Мальчики 4-х и 7-ми лет чудом уцелели, но получили сильнейшую психологическую травму. Одно мгновение разрушило счастье многодетной семьи.
Сергей Орлов,вдовец Елены Орловой: «Если медицинским языком, то у ребенка произошла ресинхронизация головного мозга. То есть у него левая часть смотрит на труп мамы, а правая живет своей жизнью».
И это далеко не первый такой случай. Машины такси разбиваются, калечат и уносят жизни людей по всей стране. При этом компании-агрегаторы, чью рекламу мы видим на автомобилях, не несут никакой ответственности. Ведь их работа построена не так, как, например, во время Советского Союза, когда автопарки государственные, а водители только опытные.
Теперь машины с шашечками, которых по городу сотни, может арендовать любой. Там же подключат ко всем онлайн-сервисам. А при необходимости, помогут обойти законы.
Александр Тихий,блогер- таксист: «Сейчас такси — это такой уровень, как разнорабочего на стройке. Об этом говорит то, как можно просто попасть в такси. Ведь на стройку возьмут любое тело. В такси примерно то же самое. Ты главное приди без выхлопа и правами. Даже не важно, насколько ты знаешь русский».
Андрей Федоров,корреспондент: «О том, что сейчас происходит в России в сфере такси, наглядно показывает и вот такая статистика. Объем рынка агрегаторов недавно достиг 709 миллиардов рублей. За последний год количество аварий увеличилось на 60%. Пострадавших в них — на 46. И все эти показатели продолжают расти».
Причин такой ситуации сразу несколько, рассказывает водитель такси и блогер Григорий Трудов. Главная — всех интересует только прибыль.
А водители вынуждены перерабатывать. С высокой арендной платой транспортного средства, низкими тарифами на перевозку, которые назначают агрегаторы в погоне за клиентами, за смену можно заработать, в среднем, шесть тысяч рублей. Отсюда бешеные скорости, усталость и многочисленные аварии.
Григорий Трудов,водитель такси: «Из этих 6 тысяч надо вычесть процент агрегатора — это 25 процентов. Остается 4500. Отнимаем топливо – 1500 тысячи. Остается 3000 тысячи в лучшем случае. Полторы – две тысячи он платит за аренду. Итого остается 1000 рулей водителю. Чтобы заработать эти деньги нужно работать сутки».
Андрей Федоров,корреспондент: «Современные таксопарки, если их можно так назвать, в сети обвиняют в нарушении еще одного закона – у большинства автомобилей вообще нет лицензии на перевозку пассажиров. Якобы так компании уходят от налогов. Проверяем информацию с помощью специального сайта и эксперимента. Заодно прокатимся по городу».
Все эти нарушения, по мнению юристов, говорят о «серой» схеме работы такси, которая сейчас существует вполне легально.
Марат Аманлиев,юрист: «Когда вы вызываете такси, то агрегатор позиционирует себя как сервис такси, что у него лучшие водители, с ним безопаснее всего, но стоит только попасть в аварию, потерять здоровье, сервис сразу делает финт ушами, что он никакое не такси и требовать с него ничего не надо».
О проблеме знают и в Государственной думе. Но разработка законопроекта о реформе такси забуксовала на целых 6 лет. Слишком много предложений. Одни высказываются за зарубежный опыт. Сделать как в Лондоне, где таксист обязан наизусть знать город и учиться 2 года. Другие надеются на современные технологии.
Сергей Боярский,депутат Государственной думы: «Учитывая всю важность и скрупулёзность, с которой, подходят все участники процесса все ведомства, процесс затягивается, но уверен, что скоро мы увидим окончательные варианты. Знаю, что есть предложения по телемедицинскому осмотру, современные технологии позволяют определить самочувствие водителя и его готовность выйти на линию».
Тем не менее, новый законопроект, каким бы он не был в итоге, обязан вывести этот большой бизнес из тени. Добиться ответственности перед пассажирами и пешеходами, разобраться с тарификацией и подбором персонала. И только тогда поездки на такси или прогулки по центральным улицам станут безопаснее.