Как шахматам удалось завоевать такую огромную популярность сегодня? И почему Петербург по праву можно назвать «шахматным городом»? Об этом – в репортаже Антона Цумана.
Юрий Зинчук,ведущий: «Все равно медленно, постепенно, очень осторожно жизненный ритм и пульс возвращаются к привычным параметрам. Вот, например, петербургский «Зенит» получил разрешение Роспотребнадзора на возобновление тренировок. И более того Российская премьер-лига тоже получила разрешение на продолжение чемпионата по футболу, начиная с 21 июня. А это означает, что пустующий сейчас главный стадион Петербурга на Крестовском острове вновь начнет оживать. Кстати, сейчас там продолжают работать дежурные службы. Обеспечен посменный график работы для главного агронома поля и его команды, которая обеспечивает уход за полем. Газон на футбольном поле – это самое дорогое, что есть на стадионе. Специалисты выезжают на стадион для решения конкретных задач: покосить траву, внести удобрения. И когда определится дата первого после эпидемии матча, специалистам останется лишь покосить траву до нужной высоты, нанести разметку и поставить ворота.
Но, если говорить глобально о стратегии развития мирового спорта после пандемии, футбол – это уже вчерашний день. Место классического спорта давно и успешно занимает киберспорт.
Для сравнения – бюджет разработки компьютерной игры уже сопоставим с каким-нибудь голливудским блокбастером. Например, бюджет игры ГТА составляет 270 миллионов долларов. На эти деньги в Голливуде можно снять еще один фильм из киновселенной Marvell. А тут игра. Да и все эти игры тоже рано или поздно уйдут в прошлое, ведь пока весь мир стоит на коронавирусной паузе, растет популярность шахмат. А почему именно сейчас шум шахматных атак слышит весь мир? И какую роль в этом может сыграть Петербург? Об этом – в репортаже Антона Цумана».
Парадоксальный факт – первое шахматное общество закрылось после 8 лет существования по банальнейшей причине – нехватка средств! А сегодня, полтора века спустя, одна только серия онлайн-турниров, организованная чемпионом мира Магнусом Карлссеном, достигла призового фонда в миллион долларов. И за этим событием теперь следит весь мир.
Так почему же шахматы в эпоху коронавируса стали настолько популярны? Пока ищем ответ, присоединяемся к онлайн-турниру федерации шахмат. В интернете. По сути, теперь это единственная возможность услышать шум шахматных атак, не нарушая карантинных мер.
Мои ошибки по итогам онлайн-турнира разбираем с исполнительным директором федерации шахмат Владимиром Быковым в пустом игровом зале. Расписание застыло на марте. Здесь с нетерпением ждут снятия ограничений. Даже несмотря на все преимущества, которые дает интернет, все равно именно того соревновательного духа он не даст.
Но вот как раз в пространстве компьютера шахматы уже активно завоевывают все большую популярность. На популярнейшем сервисе игровых трансляций, компьютерные шахматы по количеству зрителей уже обогнали многих известных конкурентов от мира игр.
Просмотры – это внимание, внимание – это деньги. Причем большие деньги. И в эпоху, когда весь мировой спорт фактически поставлен на паузу, настало время шахмат. Восьмикратный чемпион России гроссмейстер Петр Свидлер объясняет этот неожиданный феномен: при кажущейся сложности шахматы доступны и понятны каждому.
И в истории шахмат уже было нечто подобное. В эпоху СССР, Ленинграда. В газетах печатали шахматные задачи, за партиями Ботвинника, Тайманова, Крамника следили, не отрываясь. А в шахматы играли и в школах, и в санаториях, и в парках. В Ленинграде 70-х особой популярностью пользовался Катькин садик на площади Островского, где в шахматы играли на деньги. Одна партия — три рубля. И хороший игрок за вечер мог унести с собой месячную зарплату инженера.
5-часовая партия при 8 тысячах зрителей окончилась боевой ничьей. Даже несмотря на аристократическое прошлое, шахматы в СССР стали по-настоящему народной игрой. И не только потому, что ее любил Владимир Ильич Ленин. И теперь по наследству Петербург имеет одну из старейших и сильнейших шахматных школ.
У художника Игоря Батурина свой ответ на вопрос о популярности шахмат. Он нашел его за те 30 лет, что создает коллекционные доски и фигуры. Все дело, по словам художника, в самой философии шахмат — игра, которая была создана совсем не для игры.
И неважно, что сделало шахматы игрой номер один в это непростое время. Богатая история, простота, философия или все это сразу. Неизвестно, сколько продержится этот, говоря современным языком, хайп. Но главное — у шахмат есть одно важное свойство. Умение играть в эту игру еще никогда и никому не навредило.