Юрий Зинчук,ведущий:

«Теперь давайте еще раз напомним об одном единственно хорошем качестве всех эпидемий. Как показала вся история человечества, эпидемии имеют это одно общее качество. Они все рано или поздно, но заканчиваются. Так что будет ровно так и в наше время. И вот интересно посмотреть, как эти беды переживали поколения, которые были до нас. Например, Пушкин. Который в Болдино за время карантина сумел дописать сразу две главы Евгения Онегина. Вот и мы должны в этих условиях, каждый из нас, должен дописать, образно говоря, своего «Евгения Онегина». Та другая жизнь – она обязательно наступит, а пока будем дописывать Евгения Онегина. Или вот, например, очень правильное отношение к эпидемии Пушкин описал в своем письме к своему другу Петру Александровичу Плетневу. Вот, послушайте эти строки. Просто переписка в каком-нибудь месенджере сейчас. Между нашими современниками. Не в 19-м, а в 21-м веке. Один приятель пишет другому, как надо относиться к этим, выпавшим на нашу долю невзгодам, вызванным эпидемией.

Продолжим тему творчества и пророчества. Эпидемия и вдохновения. Какие уроки мы должны извлечь из этого испытания, через которое мы сейчас все проходим? Давайте поговорим об этом с одним очень увлекательным собеседником. Одним из самых мрачных, но в то же время самых блистательных кинорежиссеров нашей эпохи Константином Лопушанским. Именно он в 1986 году снял фильм «Письма мертвого человека». Антиутопия, рассказывающая о жизни на Земле во время ядерной зимы. В фильме – ядерная зима. А у нас на дворе – вирусная весна. Так что есть, о чем поговорить с Константином Сергеевичем. Еще один невероятный факт про этот фильм. Работа над ним закончилась за несколько дней до чернобыльской катастрофы. Вот и не верь после этого пророчеству великих художников. Смотрим».

Юрий Зинчук,ведущий:
«Константин Сергеевич, огромное спасибо, что согласились на интервью. В 1986 году вышел этот гениальный фильм – «Письма мертвого человека». Когда возникала идея относительно создания этого фильма, что вас подтолкнуло? Почему вы сняли этот фильм?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Прежде всего, потому что действительно тогда в воздухе висела страшная угроза мировой войны. Причем, ядерной. С другой стороны, у каждого художника есть темы, проблематика которых ему наиболее свойственна. Апокалиптические темы мне ближе. Они, вероятно, отвечают особенностям моего стиля. Тут, вероятно, совпало предчувствие, желание высказаться об этом. В общем-то, история человечества периодически возвращается, некая ситуация малого Апокалипсиса. Вернее, очень большого испытания, которое затрагивает практически все человечество. Которое меняет ценности, позволяет взглянуть гораздо более серьезно и ответственно на мир, в котором мы живем».
Юрий Зинчук,ведущий:
«Есть ли какие-то, на ваш взгляд, пророческие совпадения того, что происходит сейчас?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Пророческие возникают тогда, когда ты о чем-то высказался, потом прошло какое-то время, и это действительно происходит. С «Письмами мертвого человека» произошло именно так. Печаталась копия фильма, пленка уже пахла, лежали коробки. Это было 26 апреля 1986 года. Как это назвать? Предсказание, предчувствие?»
Юрий Зинчук,ведущий:
«Смотрите, вы создаете этот фильм, буквально через несколько дней случается чернобыльская катастрофа».
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Если бы не я снял, снял бы кто-то другой. Художник в какой-то мере предчувствует, думает вперед. И, к сожалению, много сбывается. Я был бы сам рад очень, если бы не сбывалось».
Юрий Зинчук,ведущий:
«Вас интересует тема поведения человека в пограничной ситуации. Что вы хотели, исследуя эту тему, сказать зрителю?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Любому художнику интересна экстремальная ситуация. Это заложено в самом искусстве. К сожалению, наша история полна многими событиями, большими трагедиями. Было бы странно, что художник, работающий тут, являющийся наследником этой культуры, не мыслил бы в эту сторону. Не зря говорят, что русской культуре присуще апокалиптическое сознание».
Юрий Зинчук,ведущий:
«Вы как режиссер, как художник сейчас смотрите выпуски новостей. Как вы воспринимаете?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Человек внутри грандиозного драматического события мирового масштаба. Он должен занять какую-то позицию, выработать принципы своего существования и очень часто – пересмотреть свою предыдущую жизнь. Обычно такие потрясения приводят к этому. Человек становится взрослее, человечнее. И слава Богу. И это опыт очень большой для всех стран мира, в том числе для нашей. Масса проявляется хорошего, плохого и всякого. Так было всегда».
Юрий Зинчук,ведущий:
«Перенестись если на полгода назад и сейчас – нет такого ощущения, что вы смотрите апокалиптический фантастический фильм?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Фильм – нет. Но меня мучает тема визуализации. Мы визуализируем события в искусстве, потом они оказываются реальностью. Нет ли здесь и нашей вины?»
Юрий Зинчук,ведущий:
«Что сейчас делать художнику: молчать, созерцать?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Любое произведение художественное требует временной дистанции, чтобы все осмыслить. Находясь внутри события, можно сделать очерк, ТВ-репортаж. Но если говорить о художественных конструкциях, все таки нужна дистанция. «20 дней без войны» Германа снято человеком, который войны не видел, он был маленьким мальчиком».
Юрий Зинчук,ведущий:
«Чему, на ваш взгляд, должна научить эта история, испытание?»
Константин Лопушанский,кинорежиссер:
«Мы должны стать гораздо серьезнее, ответственнее в понимании человеческой жизни, жизни на земле, природе, друг друга. Взрослее – я бы так сказал».