Все 500 тысяч школьников Петербурга с понедельника перешли на дистанционное обучение. У школьного образования началась, без преувеличения, новая эра – цифровая. Дистанционные уроки проходят уже 10 лет, но они проводились для школьников с ограниченными возможностями. Теперь эту систему масштабировали до небывалого размаха. Эксперты образования уже говорят, что этот опыт навсегда изменит подход к обучению. Что об этом думают сами дети и учителя — в репортаже Евгении Альтфельд.

Первая неделя дистанционного обучения. Впечатления самые разные. Ведь каждая школа сама выбирает и платформу, и программу. Единого стандарта нет.

Евгения Альтфельд,корреспондент:
«Представим, что я пятиклассница, которой предстоит разобраться во всем многообразии заданий и предметов виртуально. Когда вместо одноклассников и живого учителя передо мной  только экран. Вот одна из популярных платформ. Смотрим, заходим».

Вот так теперь выглядит класс. Мозаика лиц в пиксельных окошках. Многие школы проводят уроки по онлайн-видеосвязи. В 56-й гимназии решили идти другим путем: на своем сайте Гимназия выложила пакеты заданий на неделю. Это эффективнее онлайн-занятий, считает учитель русского языка и литературы Екатерина Тенютина. Ведь помимо технических особенностей, есть нормы СанПиНа. Перед экраном средняя школа, например, может проводить не более 20 минут подряд.

Екатерина Тенютина,заместитель директора Академической гимназии №56:
«Это пакет руководимого самообразования ребенка. Мы будем пробовать и другие модели, но zoom-конференции не панацея, кто-то уехал в область, у многодетных нет компа на каждого ребенка. Процесс стоится по графику, очень важно не свалить все на систему конференций».

Эта неделя стала тестом и для техники, и для людей.

Анна Грубская,начальник отдела общего образования Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга:
«В теории каждый учитель представлял свою картину, но со временем недочеты устраняются, учителя вовлекаются. Наш городской портал преодолел все сложности и ни разу не показал сбоев. Все те школы, которые использовали его возможности, то они смогли провести уроки так, как планировали».
Евгения Альтфельд,корреспондент:
«Сейчас попробую зайти на городской портал и посмотреть, насколько быстро он работает. Вот, открываем ссылки, все быстро, все предметы. Все понятно».

Старшеклассница Мария Соколова делает домашнее задание. Говорит, что процессом довольна. Хотя живого общения не хватает, плюсов больше, чем минусов.

Мария Соколова,старшеклассница:
«Можно вставать в любое время, а не в 6 утра. Комфортно. Можно выключить камеру, если плохо выглядишь, материал более концентрированный, менее растянутый, меньше воды, больше дела».

Мама Маши в это время записывает видео урок по живописи, она преподаватель художественной школы, которая тоже перешла на дистанционное обучение.

Елизавета Соколова,преподаватель художественной школы:
«Здравствуйте, дорогие ученики, сегодня предлагаю нарисовать со мной вот такую композицию».

Прошло всего несколько таких уроков, но преподаватель уже видит положительные стороны. Дети привыкают работать более самостоятельно, родители видят процесс – это не тайна за семью печатями, как нередко бывает.

Третьеклассница Ксения Жигалова делает математику онлайн. Задания понятные, учеба полным ходом, помогает мама, она сейчас постоянно дома, на удаленной работе. Пока непросто, но обе: и мама, и дочка – очень стараются.

Ксения Жигалова,ученица 3-го класса:
«Мама объясняет уроки хорошо, но, во-первых, у нее есть своя работа, на которой нужно работать, и есть я, с которой надо заниматься».
Светлана Жигалова,маркетолог, мама третьеклассницы:
«Совершенно нет времени и педагогических, и психологических навыков, часто ловлю себя на мысли, что могу сорваться, не хватает терпения. Помимо этого, не хватает времени, я работаю дома. Уложить в один день обучение ребенка, домашнее задание, работу и приготовить обед – это тяжеловато».

Одна из трудностей – нехватка компьютеров. По данным вице-губернатора Ирины Потехиной, около 15 тысяч петербургских школьников на начало недели не имели собственной техники для выхода в интернет. Петербургские власти призвали на помощь бизнес.

Ирина Потехина,вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«У школ есть планшеты на условиях бесплатной аренды передать в семью. Но мы понимаем, что таких компьютеров немного, уже сейчас на администрацию Санкт-Петербурга выходит бизнес. Мы ведем переговоры с телекоммуникационными компаниями – предоставить семьям доступ к интернету. Отклик есть, ребенок получит сим-карту с выходом на образовательную программу».

Откликнулись и простые горожане, волонтеры собирают планшеты и в тот же день передают их в семьи.

Так выглядит сейчас каждая школа. Пустые коридоры, пустые классы. Не покидает свой пост только директор. Сергей Данилов считает, сейчас не нужно стараться во что бы то ни стало пройти весь материал, к тому же, последняя четверть, как правило, повторение уже пройденного.

Сергей Данилов,директор Академической гимназии №56:
«Мы не знаем, как ситуация будет развиваться, и мы не понимаем, мы говорим о дистанционном обучении на 3 недели или мы в принципе переходим на дистанционное обучение? Это разные задачи и решать их надо по-разному. То, что сейчас происходит, это не образовательная функция, а гуманистическая, наша задача сделать так, чтобы и дети, и родители, и учителя были спокойны, не нагнетать эту обстановку не роняя профессионального достоинства. Пусть они станут на 3 недели позже академиками. Это не принципиально сейчас. Школа может работать в этих условиях краткосрочно. Причем на хорошем уровне. Вот и все. Что будет дальше, я не пророк».

Пока дистанционное обучение проходит первую наладку, многие уже делают философские выводы.

Дистанционное обучение, сколько бы оно не продлилось, скорее всего, изменит саму систему школьного образования. Ведь то будущее, которое казалось далеко, стало нашей новой жизнью буквально за считанные дни.

Александр Федосов,директор Центра оценки качества образования и информационных технологий:
«Мы перешагнули сразу через виток нашего развития и оказались все в новой реальности, когда закончатся все ограничения, образовательная система, будет не такой, какой была недавно. Учителя, кто не понимал раньше, вынуждены понять, что нужно пользоваться всеми средствами, создавать свои блоги, уметь работать в соцсетях, знать ресурсы онлайн и знать множество платформ, их плюсы и минусы».

А пока петербургские учителя призывают родителей стать с ними одной командой и помочь детям пройти этот трудный период. Чтобы во взрослой жизни они вспоминали о нем с удовольствием.