От домашних сезонов – к изоляции. Это вообще отдельная тема — креатив в области, связанной с коронавирусом. И в словах, и в изображениях. В числе последних новаций волна изменений, которые крупные компании вносят в свои логотипами или эмблемы. Та самая изоляция и призыв оставаться дома – от гигантов автомобильной промышленности, теряющих покупателей, до спортивных клубов, ушедших на карантин по всему миру.
«Социальное дистанцирование» – динамический тренд этих дней. Недавний выставочный хит в Манеже исследовал кинетическое движение в изобразительном искусстве тех лет, когда движение воплощалась не в виртуальных пространствах, а самых что ни на есть физических.
Сейчас выставка, как и все, ушло в онлайн. Что не мешает нам вспомнить о титанах ушедшего. Например, о Вячеславе Колейчуке, художнике, работы которого знают даже те, кто не знает его самого.
Транклюкатор и гравицапа из фильма «Кин- дза-дза» придуманы им. Полет в космос, научная фантастика, желание сделать возможным то, что, казалось бы, невозможно. Про эпоху, когда Колейчук работал, и про искусство, вместившее его «невозможные объекты», нам напомнит корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
Макет светозвуковой конструкции «Атом» был абсолютным хитом среди посетителей. Их поражала схожесть его структуры со структурой коронавируса. Но, отвлекаясь от сиюминутности, только представьте: эта конструкция повисла над площадью Академика Курчатова в Москве в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции! Архитектору Вячеславу Колейчуку на тот момент было 26 лет. И так авангардно государственные юбилеи, пожалуй, никогда больше не отмечались.
В основе «Атома» – самонапряженные конструкции, первоэлемент которых Вячеслав Колейчук открыл, будучи студентом Московского архитектурного института. 3 палочки и 9 связей. Этот принцип работает даже в космосе, в самораскрывающихся орбитальных парусах-антеннах. Сам Колейчук пошел в своих изысканиях еще дальше, создав в середине 70-х «стоящую нить».
Не просто гениально, а гениально просто! Порядок слов имеет значение. Так говорили о работах Колейчука, который обыгрывал не только законы гравитации, но и законы геометрии, создавая «невозможные объекты».
Самый известный – физическая модель треугольника Пенроуза, где все углы вопреки обычной линейной логике – прямые! Придуманная им «стереографика» родилась из нечаянно брошенного взгляда на алюминиевые стружки. Они странно отражали свет.
Уже через несколько месяцев Вячеслав Колейчук представил публике несколько объектов, выполненных в небывалой ранее технике. Над плоской металлической поверхностью со специально нанесенными насечками возникали объемные изображения.
Творчество Вячеслава Колейчука сколь самобытно, столь и укоренено в традиции. Благодаря преподавателям МАРХИ студент Колейчук был связан с русским конструктивизмом и авангардом всего через «одно рукопожатие».
В конце 60-х он сделал свою первую реконструкцию – «Овал в овале» Родченко. В 2006 году ему удалось воссоздать зал конструктивистов второй выставки Общества молодых художников, проходившей в 1921 году.
Стереофотография башни Татлина – тоже дело рук Колейчука. Как художник он был всегда устремлен в будущее и неизведанное, но он же всегда помнил, что у него были предшественники. Что так же, как и в пространстве, во времени тоже могут существовать «невозможные объекты» и происходить необыкновенные вещи.