Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. В условиях нашей новой реальности эти слова звучат еще поучительнее.
В конце этой зимы Государственный Эрмитаж планировал представить выставку памяти великого князя Сергея Александровича. В феврале исполнилось 115 лет со дня его смерти. Но открытие решили перенести, состоялось оно уже только в виртуальном формате. Съемочную группу телеканала «Санкт-Петербург» все же пригласили стать этому свидетелями.
В фойе Эрмитажного театра показали предметы из личной коллекции великого князя, переданные в Эрмитаж в 1910 году его вдовой Елизаветой Федоровной. Всего 20 предметов – примерно девятая часть его собрания – зато весьма красноречивых.
Отношение к великому князю Сергею Александровичу до сих пор, что называется, неоднозначное. Читай – негативное. Это в период его генерал-губернаторства случилась трагедия на Ходынском поле. Да и по воспоминаниям он не был приятным человеком. Самоуверенный, упрямый, гордый. В личной коллекции отражаются другие его черты – тонкого ценителя искусства, семейного человека, убежденного государственника.
О чем говорит даже игривая табакерка в виде мопса – дань эпохе Екатерины Великой, основавшей Орден мопса, или Орден верности.
ДМИТРИЙ ГРИШИН,председатель Сергиевского мемориального фонда: «О нем много говорили, что он закрытая фигура, человек в футляре. Это связано и с тем, что он с ранней юности перенес кончину матери, гибель отца Александра II. Он видел фальшь и двойную мораль светских кругов, старался с ними не общаться. И ему жестоко отомстили, стали распространять слухи.
В одном из писем он написал, что в мире искусства, в мире прекрасного он нашел для себя особый, удивительный мир, в котором и хочет существовать. Для него это была вторая реальность».