С началом календарной весны завершается сезон обрезки кустарников и формирования кроны у деревьев. Вместе с тем на подходе новые изменения в законодательство о зеленых насаждениях. Как ухаживают за «зеленым Петербургом»? И что изменится после принятия поправок? Репортаж Антона Цумана.
Площадь Победы. Работники садово-паркового хозяйства проводят очередную рутинную работу по обрезке кустарников и придания формы кронам деревьев. Самое главное — успеть, пока деревья окончательно не проснулись после зимней спячки. Мастер участка эксплуатации Татьяна Поветкина 27 лет посвятила уходу за городскими деревьями. Поясняет: ни одну веточку нельзя отрезать просто так. Так что, вооружившись садовым секатором, пытаемся понять, какую ветку убрать.
В это же время проект поправок в закон о зеленых насаждениях вынесенный на обсуждение в городской парламент вызвал бурное обсуждение. Градозащитники тревожатся, мол, если принять их как есть, от зеленого Петербурга не останется и следа. Вот опубликованный проект этого закона, который, по мнению градозащитников, может кардинально изменить облик зеленого Петербурга. Например, новая редакция 11-й статьи не позволит сажать новые деревья не только над городскими коммуникациями, но и в охранной зоне вокруг них.
Действительно, весь город пронизан разнообразными трубопроводами, сетями, кабелями. Даже в 100 метрах от Медного всадника, в центре Петербурга. А плотно застроенные улицы таких районов, как Васильевский остров, могут остаться без деревьев совсем.
Координатор движения «Деревья Петербурга» Мария Тиника обращает наше внимание еще на одну деталь законопроекта — ввод понятия «аварийное дерево». Согласно ему, аварийным признается дерево с отклонениями в положении ствола, нарушением его целостности или представляющее опасность для людей и строений. Больше никаких уточнений, так что, по мнению градозащитников, под это определение подпадает почти каждое дерево в городской черте.
Беспокойство градозащитников можно понять. Согласно порядку проведения обследования зеленых насаждений, утвержденному Комитетом по благоустройству, неудовлетворительное состояние фиксируется у дерева с углом наклона 45 градусов и выше. Но в понятии «аварийное дерево» ссылки на этот документ нет. Но эксперты уверяют: массовых вырубок не последует. Ведь признаки действительно больного дерева уже давно изучены.
С профессором Лесотехнического университета Андреем Селиховкиным осматриваем убитый короедами и грибком-голландкой вяз. Здесь же ясень с травмой коры из-за температурных скачков — тоже верный кандидат на вырубку. Но окончательный приговор, по словам эксперта, все равно выносится после тщательного изучения.
И один из примеров как раз был в прошлом году, когда голубые ели, более полувека обрамлявшие аллею у стадиона на Крестовском, были вырублены полностью. Тогда эта новость вызвала широкий общественный резонанс. Но эта вырубка действительно была необходима. Деревья были неизлечимо больны.
Это вполне можно назвать примером европейского опыта, выраженного в принципе срубил-посадил. Например, в Берлине каждое городское дерево имеет собственный паспорт и номер. И любой житель города может узнать о растении все, даже его болезни. А в Мюнхене городское законодательство ставит приоритет зеленых насаждений выше любого строительства.
Петербургское законодательство тоже будет учитывать этот опыт, уверены в Комитете по благоустройству. Да, в охранных зонах деревья высаживать больше не будут, эти места посадки перенесут в уже действующие скверы поблизости. Временно исполняющий обязанности главы Комитета также подчеркивает: тайны из причин вырубки того или иного дерева делать не будут.
Пока еще сложно понять, как эти поправки в реальности повлияют на зеленый Петербург. Изменения в законопроект будут вноситься до апреля. Достаточно времени, чтобы соотнести оба закона: юридический и природный. Главное сделать так, чтобы закон, написанный пером, не ударил топором по зеленому Петербургу.