В истории своей страны решила разобраться актриса Любовь Толкалина. Она сама придумала, поставила и сама же исполнила главную роль в проекте «Последняя русская царица», посвященном Евдокии Лопухиной.

Ее величество Евдокия Федоровна. Первая супруга Петра Великого, последняя русская царица. О ней слагали легенды. Одни считали ее недалекой, вторые – властной и всесильной, а третьи даже не знали о ее существовании. 

Авторский проект художественного руководителя московского театра «Собор» Любови Толкалиной – это часовой экскурс в историю России. Актриса долго изучала исторические документы, в которых, как оказалось, упоминаний о Евдокии Федоровне совсем мало. 

Любовь Толкалина,актриса, режиссер, автор идеи спектакля: 
«Даже при жизни за упоминание об этой царице резали языки на улицах, потому что она была опальной царицей. Вся история ее была секретная. Так получилось, что я уже три года являюсь художественным руководителем, актрисой и продюсером маленького театра в центре Москвы, который расположен в Палатах Мазепы на территории лютеранского собора Петра и Павла, который раньше принадлежал роду Лопухиных. Этот спектакль мы решили сделать посвящением месту».

Евдокия Федоровна была выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью – царицей Натальей Кирилловной. По ее мнению, связь с влиятельным родом Лопухиных помогла бы в укреплении положения Петра в государстве.
 

Игорь Лесов,актер:
«Во всей этой истории личная жизнь перемешалась с политикой. Копаясь в документах, консультируясь с историками, мы увидели, что на этом семейном конфликте произошел цивилизационный конфликт. Той цивилизации, которая была и, видимо, мы про нее уже не будем знать, и ту цивилизацию, которую стал создавать Петр I».

Показ этого спектакля прошел и в Суздале, на берегу реки Каменки. Именно туда, в Покровский монастырь, ссылали своих жен князь Федор Бельский и царь Иван Грозный. В 1698 году также поступил и Петр. 

Любовь Толкалина,актриса, режиссер, автор идеи спектакля: 
«Это была русская традиция – отправлять жену насильно в монастырь. Мы в спектакле немножечко рассказываем об этом, о насильственном постриге в монахини русских цариц». 

Евдокия лишь полгода соблюдала обеты монашества, затем, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. У нее появился близкий друг – майор Степан Глебов. Сердечное увлечение бывшей жены Петру преподнесли как заговор. Позже император посадил Глебова на кол. А Евдокия Федоровна была отправлена в Староладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было разговаривать. 

Спустя годы, с воцарением своего внука Петра II, Евдокия вернулась в Москву. Жила в Новодевичьем монастыре до самой смерти. 

Этот спектакль – режиссерский дебют Любови Толкалиной. На сцене она прервала многолетнее молчание о последней царице, незаслуженно забытой потомками…