Юрий Зинчук,ведущий: «А теперь давайте посмотрим на итоги года через призму репортажей ещё одного нашего автора – Евгении Альтфельд. Она идеально подходит под штамп шедевра советской кинематографии. Помните, «Спортсменка, комсомолка. Наконец, просто красавица». К этому надо добавить то, что Женя еще и мама. И поэтому все темы, связанные с материнством, детьми, образованием, воспитанием, мы поручаем именно ей. Она их и делает не только как журналист, но и как мама, которая несёт огромную ответственность за своих детей и за то, в каком мире будут жить эти дети. И вот взгляд на уходящий год с точки зрения автора Евгении Альтфельд».
Евгения Альтфельд,корреспондент: «За этот год я подготовила к эфиру 20 сюжетов. Каждые съемки — это маленькая жизнь и знакомство с невероятными людьми. У них своя история, свои проблемы и надежды на лучшее. На лучшее для себя, своей семьи и своего города».
Конец августа в Петербурге мне запомнился отчаянной борьбой за сохранение исторических дверей на Большом проспекте Петроградской стороны. Во время глобальной реконструкции проспекта подрядчик заменил все двери в домах старинной застройки, убрав и железные, которые стояли с 90-х годов, и те немногие оригинальные, которые чудом уцелели. Но вместе реставрации, их заменили на новодел.
Городское сообщество встало на защиту исторических дверей и добилось от подрядчика обещания — восстановить их и вернуть на место.
Спустя полгода мы встретились с Яниной Паруновой, которая была среди тех, кто не дал уничтожить историческое наследие. И вот результат — Янина показывает первый чертеж двери, по которому будет воссоздана дверь на Большом проспекте, дом 7.
Янина Петрова,реставратор: «Вся информация сохранилась, в портале остались боковые створки. Мы все это сделали как положено, сделали рабочий чертеж. Это уже то, что можно пускать в работу. Это уже маленькая победа. Если будет сделано, то да. Они сохранились, исторические, очень красивые двери, сложной работы в стиле ренессанс, они лежат, их надо вернуть, отреставрировать, это стоит денег, Дормост обещал за это заплатить».
По словам Янины, сохранившиеся двери будут восстановлены, но когда они вернутся на свои исторические места, пока не ясно. Но главное, Петербург не остался равнодушным.
Сразу несколько сюжетов этого года я посвятила женщинам, которые борются за принятие закона о домашнем насилии. Петербург обсуждал резонансное дело сестер Хачатурян, которые убили отца-насильника, в городе проходили акции в их поддержку. Во время этой съемки я познакомилась с москвичкой Маргаритой Грачевой, которой муж отрубил обе руки. Пережив трагедию, Маргарита стала новым символом борьбы за права и безопасность миллионов женщин.
И вот спустя 6 месяцев Маргарита снова в Петербурге, проходит реабилитацию. Она с радостью показывает свой новый бионический протез, который получила от государства. На первый протез — больше миллиона рублей — собрали неравнодушные люди. За эти полгода в ее жизни произошло много интересных событий.
Несмотря на оптимизм, Маргариту беспокоит то, что адекватный закон о домашнем насилии так и не принят. Охранного ордера у нее нет, а ее бывший муж может в любой момент освободиться досрочно.
Сюжет о проблеме утилизации отходов вызвал большой резонанс, мы хотим жить как в Европе, но сами ведем себя иначе. По статистике горожанин производит больше килограмма мусора в день, при этом, в Петербурге лишь треть мусорных площадок оборудована специальными контейнерами, и то далеко не для всех видов опасных материалов.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Казалось бы, к цивилизованной утилизации мусора здесь все готово, вот контейнер для пластика. И можно выбросить бутылку. Но пока немногие знают, что крышку нужно сдавать отдельно. Только пока некуда. Но последние события вселяют надежду».
Спустя месяц после выхода нашего сюжета во время прямой линии президент Владимир Путин сделал важное заявление — мусорная реформа в Петербурге будет ускорена и эту ситуацию президент лично берет под свой контроль.
В уходящем году Петербург отметил 205 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Мы познакомились с защитниками единственного сохранившегося в городе дома, где жил поэт. Они показали, как выглядит здание на Садовой улице — разруха, мусорные завалы, а ведь именно здесь Лермонтов написал свое самое пронзительное стихотворение – «Смерть поэта».
Здание передано Мариинскому театру под гостиницу, его должны реконструировать. Активисты настаивают, что весь дом, а не одна комната, как предполагает руководство театра, должен стать музеем. Мы снова встретились с защитниками дома Лермонтова, чтобы узнать, есть ли хорошие новости. По их словам, есть угроза сноса внутренних флигелей здания, так что борьба за сохранение знаменитого дома Лермонтова только начинается.
Тема граффити появлялась в моих сюжетах не раз. Борьба за современное уличное искусство не оставляет равнодушными ни художников, ни простых горожан. Сразу несколько работ были безжалостно закрашены коммунальными службами, как этого требует закон. Как, например, стена дома в переулке Радищева. За этот год она стала своеобразной народной галереей, где отражались самые яркие события, как, например, пожар в соборе Парижской богоматери.
Еще в апреле, когда мы снимали сюжет о пожаре в парижском Нотр Даме, на этой стене было множество фресок, посмотреть на них приезжали со всего города. И вот теперь – пустота, все закрашено, как положено. Закон о граффити так и не принят. Прошло только первое чтение. Следующий этап – уже в следующем году.
Снимая сюжет о гениальных петербургских выпускниках, мы познакомились с людьми, которые скоро изменят наш мир. Несмотря на юный возраст, они уже создают технологии будущего. Вот например робот для сбора клубники, который нам очень понравился.
Спустя полгода мы снова в лаборатории Университета ИТМО, чтобы узнать, что нового у будущих гениев робототехники.
Стратегические перемены в городе происходят на наших глазах, взять хотя бы транспортную реформу, которая должна полностью изменить положение с петербургскими маршрутами. С улиц уйдут маленькие опасные микроавтобусы, оплата будет цивилизованной, а остановки «умными».
На протяжении нескольких месяцев горожане и аналитики обсуждали, как провести транспортную реформу с минимальным дискомфортом для пассажиров. Первые перемены мы заметим следующим летом, но на проведение реформы из бюджета уже выделена внушительная сумма – 11 миллиардов рублей.
Съемки этого года всегда были интересными, но не всегда безопасными. Вот, например, эпизод сюжета про экстремальные квесты, один из которых мы прошли нашей съемочной группой.
Одной из участниц этого квеста ранее актер прорубил ногу топором, что и послужило толчком для попыток урегулировать этот опасный бизнес. Да и нашему инженеру во время прохождения экстремальной игры актер прокусил палец. Этот на самом деле опасный квест мы с коллегами проходили в начале осени, тогда обсуждение закона об экстремальных квестах было в самом разгаре. Сейчас депутаты дорабатывают документ, а бизнес так и продолжает зарабатывать на доверчивых клиентах.
А вот сюжет, который, пожалуй, лучше всего показал сплоченность Петербурга. Напротив Пискаревского мемориала иностранные бизнесмены захотели сделать шашлычную, и торговать пирожками в считанных метрах от могил ленинградцев, которые умерли от голода во время блокады. Речь о бывшем цветочном павильоне, который перешел в частные руки. Но изначально был задуман как часть мемориального комплекса. Такое неуместное соседство возмутило весь Петербург.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Не прошло и недели, как кафе у Пискаревского мемориала закрылось. Трубу, которую бизнесмены пристроили к павильону, убрали, вывеску сняли. На защиту памяти встал весь Петербург. И теперь в павильоне будет создан музей».
Городские власти отреагировали молниеносно, благодаря поддержке губернатора Александра Беглова, Петербург вернул здание павильона, чтобы оно и дальше оставалось частью самого важного и главного мемориала города. Который за этот год не раз отстаивал свое право на сохранение исторического наследия, на безопасность и комфорт всех, кто здесь живет.