Посмотреть на театр или кино глазами художника — редко это получается. Художники, гримёры и костюмеры чаще других остаются в тени. Хотя они создают образы, которые становятся культовыми. Взять хотя бы «Джокера» — раз уж всем не надоедает о нём говорить. Истории художников, которые придумали по-разному наносить знаменитый белый грим с кроваво-красной улыбкой, не менее интересны, чем истории сходивших с ума, каждый на свой лад, актёров. Так Джон Кальоне, «сделавший» Джокера — Хита Леджера в качестве вдохновения использовал картины Фрэнсиса Бэкона. Та же болезненность, размытость черт лица. А вот Алессандро Бертолацци, работавший с Джаредом Лето в уме держал фотографии молодого Дэвида Боуи. Джека Николсона же намеренно превратили в карикатуру на самого себя — ведь его лицо после кубриковского «Сияния» у зрителей так ассоциировалось с первобытным страхом. 

Мой коллега Павел Богданов к работе театральных художников относится внимательно — и не мог пропустить премьеру балета «Пиковая дама», костюмы для которого создала оскароносная Франка Скуарчапино. Чем ещё запомнится эта постановка — далее подробнее.

Помпезные колонны, огромные кованые ворота и очертания Медного всадника. Сценография балета «Пиковая дама» словно сошла с открыток о Петербурге. Если вдуматься, это не так уж и удивительно. Ведь постановочная команда нового балета Якобсона полностью иностранная. Художник-постановщик итальянец Эцио Фриджерио, а хореограф экс-премьер британского Королевского театра «Ковент-Гарден» — аргентинец Иньяки Урлезага. С невиданной для современного искусства бережностью они отнеслись к сохранению места и времени действия. Так что слова о том, что ставить это произведение Пушкина в Петербурге для них огромная ответственность, не просто фигура речи.

Бережность не только в сценографии постановки, но и в костюмах. Обладатель «Оскара» Франко Скуарчапино работала с Рудольфом Нуриевым и Джорджо Стрелером, воплощала замыслы Андрея Кончаловского в его «Пиковой даме» на оперной сцене. Для балетной премьеры сшито более сотни костюмов.

До этой премьеры существовало две версии балета «Пиковая дама». И обе поставил знаменитый Ролан Пети. Одну специально для Михаила Барышникова после того, как увидел его на сцене Мариинского театра. Ее музыкальная основа — как раз опера Чайковского. Другую – уже в наше время в Большом — для Николая Цискаридзе, обратившись к шестой симфонии знаменитого композитора. Урлезага выбрал первый вариант. Хотя считает, что музыкальный язык Чайковского настолько гениален, что жанр произведения абсолютно не важен.

И все-таки в этой «Пиковой даме» есть свои новые смысловые акценты. Главная героиня в интерпретации Иньяки Урлезага — Лиза. Она ждет любви, но обманута в своих чувствах. Выражение «вся жизнь — игра» для нее звучит совсем в другом контексте. Она — разменная монета в руках начисто лишенного положительных черт Германа. Вот так знаменитое произведение Пушкина в его современной балетной версии приобретает неожиданный мелодраматический окрас.