Люди любят деньги. Это еще булгаковский Воланд говорил, что любят, «из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли или из золота, но и милосердие иногда стучится в их сердца». Это цитата будто про героев пьесы Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж», в которой одних финансовый вопрос определенно испортил, а другая, главная героиня, напротив, горит странным желанием осуществлять мечты посторонних людей. И вот за эту веру в хорошее, что добрые дела всегда побеждают, пьесу Патрика давно и крепко любят российские театры. Новую «Миссис Сэвидж» недавно представили в театре «На Литейном». На премьере побывал Вячеслав Резаков.
Некого винить, но правда — с нами что-то не так. С одной стороны мы знаем что быть добрым хорошо. А с другой, что лучше не надо. Так рассуждают взрослые респектабельные люди, вроде тех, что закатали в психушку свою мать, вздумавшую спустить все состояние, делая людям добро. Но бойкая старушка утерла им нос и добилась своего. Американская комедия. В 50-е годы люди еще верили что за деньги нельзя все купить любовь, что там еще — улыбку ребенка? Сейчас у нас отвечают анекдотом — можно, только это дорого. Ставить сегодня приходится внимательно пересчитывая классика, вместо миллионов долларов нужно говорить миллиарды. Если деньги испытали такую инфляцию, то во сколько раз обесценилась доброта?
Надуманность уже не комедийная, а сказочная. Как в сказках — весь мир создан для победы героя. Тот кто не враг, помощник. В уютном дурдомике героине помогают психи, обаятельные как Буратино, и настолько же сказочные. Иначе мы были бы должны именовать их «особые люди», правда? А как тогда смеяться? Героиня же, как подросток постоянно троллит алчных взрослых, и безнаказанность возраста лишь помогает бабке складно жечь!
Эх, если бы и в жизни, как говорила Амели, кто-то подсказывал остроумные ответы?
Но даже героиня, на старость лет нашедшая, как граф Толстой, смысл жизни в том, чтобы просто делать людям добро, не может обойтись без денег. Драматург не нашелся с ответом. Это ж не сказка — волшебная палочка, меч-кладенец. Он вооружает героиню толстой пачкой денег. В надежде что в добрых руках бабло побеждает зло.
Пожалуй во всей сказке нетривиальной осталась лишь одна мысль. Сам спектакль. Незаметно для себя мы избавились от добрых людей в жизни, собрав их не в дурдом, там, на сцене. Паноптикум, вроде того, что когда-то соорудили для лондонских зевак, желающих поглазеть на живых умалишенных. Умозрительных, добрых и бескорыстных тоже удобнее разглядывать так, на примерах искусства. Пожалуй впервые, я сам не решаюсь подвести итог: утешение это или призыв?