За несколько минут до начала церемонии во Дворец Дожей приезжает мэр Венеции Луиджи Бруньяро. Чашка эспрессо со старыми знакомыми, пока завершаются официальные приготовления перед важным актом – подписание документа о продолжении сотрудничества центра «Эрмитаж-Италия» и правительства Венеции.
Центру – 12 лет. Его штаб-квартира первоначально располагалась в Ферраре, но после землетрясения переехала в Венецию. Это не выставочный центр, как «Эрмитаж-Амстердам», а важная площадка для гуманитарного обмена и научных исследований.
Луиджи Бруньяро,мэр Венеции: «Мы делаем это не только для города или для Эрмитажа. Мы делаем это для самых обычных людей: школьников, студентов или учителей. Ведь то, чем занимается центр Эрмитажа в Италии, в конечном итоге – для культурного обмена между народами».
«Эрмитаж-Италия» находится в самом сердце города на площади Сан-Марко в здании Старых Прокураций. Во дворце напротив во время своих визитов в Венецию останавливались сразу два российских императора – Александр Первый и Александр Второй. Но это не единственный символический момент.
В здании, где сейчас находится «Эрмитаж-Италия», меховую лавку держал отец Витторе Карпаччо. А картина самого Карпаччо «Две венецианские дамы» в настоящее время выставлена в Эрмитаже. И это результат деятельности центра. С первых дней им руководит Ирина Артемьева, для которой это не работа, а настоящая судьба.
В программе деловой встречи – десятки вопросов, обсуждение которых требует тишины. Несколько минут протокольной съемки – исключение, сделанное специально для «Культурной Эволюции». Но после непростого дня место нашлось и неформальному общению.
МАУРИЦИО ЧЕККОНИ,генеральный секретарь центра «Эрмитаж-Италия»: «Главный результат деятельности нашего центра в том, что наши страны, наши народы узнали друг друга намного лучше. Это произошло благодаря тому, что мы занимались исследованиями, которые помогают понять культуру наших стран. Но самое главное: благодаря нашему центру мы узнали, что итальянцы имеют крупнейший музей итальянского искусства за пределами нашей страны. И это Эрмитаж».
То, как относятся к Эрмитажу в Венеции понятно без лишних слов. Достаточно увидеть количество гостей, собравшихся на премьере документального фильма «Эрмитаж. Власть искусства» в одном из старейших кинотеатров Венеции «Россини». История музея через историю страны. Лицо фильма – знаменитый итальянский актер, звезда фильмов Паоло Соррентино Тони Сервилло.
Диди Ньокки,продюсер фильма: «Когда я приехала в Эрмитаж впервые, то сразу поняла: Эрмитаж – душа русского искусства. Для меня было очень эмоциональным моментом погрузиться в эту историю. Потому что в моей первой жизни я работала здесь 10 лет для итальянского ТВ. И в самые трудные моменты, в середине 90-х годов. А сейчас я увидела совсем другую страну и другой Санкт-Петербург».
Помимо прочего, Эрмитаж является одним из организаторов международной конференции «Будущее музея. Время перемен», которая проходит здесь же, в Венеции.
Павел Богданов,корреспондент: «То, что конференцию, посвященную будущему музеев, проводят здесь, во Дворце Дожей – по-своему символично. Ведь это сейчас настоящая классика, а когда-то он был построен вопреки всем представлениям о законах архитектуры».
Стоит выйти на улицу и можно увидеть нелогичную систему его фасада. Все архитектурные элементы связаны между собой как будто случайно. Памятник всемирного наследия с позиции классического зодчества не соответствовал представлениям об архитектурной гармонии. Так и в наши дни — проекты, которые кажутся совершенно невероятными, в недалёком будущем могут стать ориентиром в работе музеев по всему миру. О том, каким должно быть это самое будущее, на примере Эрмитажа, открывая конференцию, говорил Михаил Пиотровский.
Габриелла Белли,президент Фонда муниципальных музеев Венеции: «Эрмитаж – один из самых важных музеев мира. И не только потому, что там, например, одна из лучших коллекций итальянской живописи по всему миру. Роль Эрмитажа важна еще и потому, что менеджмент музея работает на самом высоком уровне. Они четко знают, что хотят и как это сделать, куда двигаться дальше. И посетители это чувствуют, когда приходят в музей. Несмотря на все разнообразие коллекции, сам Эрмитаж – исключительно сильная структура, настоящий монолит. Это пример для других музеев».
Гости один за другим подходят пообщаться с Михаилом Пиотровским. А значит, за 12 лет работы центра стало очевидным, что Эрмитаж – настоящий мотор мирового культурного процесса.