В разгар Нобелевской недели вспоминаем петербургских лауреатов. Как ещё наш город связан с историей самой престижной научной премии? Репортаж Андрея Фёдорова.
Юрий Зинчук,ведущий: «Событие мирового масштаба. На этой неделе в Стокгольме и Осло начали объявлять лауреатов Нобелевской премии. Первые номинации – медицина, физика, химия, литература. По сути, эта церемония обозначает определённый этап в цивилизационном развитии человечества. Это обозначение тех ориентиров, относительно которых идёт это развитие. В науке, в литературе, в плане социальных процессов в обществе. Вот меня, например, поразила премия в области космологии. Эту награду учёные получили за то, что смогли придумать способ, позволяющий фиксировать так называемое реликтовое излучение. Это то самое излучение, которое возникло после сверхвзрыва, породившего нашу Солнечную систему и нашу планету. Это более 15-ти миллиардов лет назад. И вот учёные смогли зафиксировать это излучение. Услышать это эхо, которое возникло, когда ещё не было планеты Земля. Фантастика. Вот за какого уровня и масштаба заслуги вручают Нобелевскую премию.
По традиции лауреаты направляют денежную часть премий на развитие науки или благотворительные программы. Однако на сайте Нобелевских премий приводятся факты использования премий в других целях. Например, Альберт Эйнштейн, получивший награду по физике в 1921 году, перечислил её на содержание своей первой жены Милевы Марич и двух сыновей. Иван Бунин премию по литературе 1933 года потратил на многочисленные увеселительные мероприятия и на пособия русским эмигрантам во Франции. Лауреаты премии по химии 1993 года американец Филипп Шарп и британец Ричард Робертс использовали средства на покупку старинного дома и строительство крикетной площадки. Британский биохимик Пол Нерс, награжденный в 2001 году, вложил финансы в модернизацию своего мотоцикла.
Но это личное дело каждого обладателя Нобелевской премии, куда девать этот почти миллион долларов, которым их награждают. Не будем считать чужие деньги, давайте лучше поговорим о том, насколько история этой самой престижной премии в мире, тесно переплетается с историей Петербурга. Кому из петербуржцев её присуждали? И, самое главное, за что? И почему, если бы Альфред Нобель в своё время не приехал в Петербург, ни о какой Нобелевской премии мир бы не знал? Потому что её просто бы не было. Андрей Фёдоров расскажет об этом более подробно».
Нобелевский Петербург – это история трех поколений шведской семьи, которая обосновалась в нашем городе еще в середине 19-го века и развернула в России такой бизнес, что оборот капитала промышленной «империи» к первой мировой войне был сравним с бюджетом всей Скандинавии. Именно ей принадлежала первая в стране нефтеперерабатывающая компания. Отец и трое сыновей производили оружие, двигатели и строили.
Целый квартал на Выборгской стороне возведен для рабочих механического завода, на котором ученый провел первые в мире опыты с «гремучим маслом» – жидкой версией динамита.
Полина Любцева,экскурсовод: «Для Швеции Альфред Нобель – это национальный герой, но для русской культуры имена двух его старших братьев погасли в тени всемирной славы Альфреда. Все что связано с Нобелями в нашем с вами городе, находится в таком состоянии, в котором мы можем это видеть».
Наш город связан с Нобелевской премией не только ее автором. За всю историю международную награду получили 12 петербуржцев. При чем, во всех пяти номинациях.
Андрей Федоров,корреспондент: «Большую часть жизни академик Павлов работал здесь, в Институте экспериментальной медицины на Аптекарском острове. Проводил опыты, за которые получил Нобелевскую премию. И именно отсюда пытался убежать».
Причина – назойливый городской шум, который мешал чистоте экспериментов. По его просьбе построили башню молчания, а с ближайшей улицы, тогда она была ещё Лопухинская, убрали действующие трамвайные пути. Но и это не помогло. Выходом стало строительство первого в Советском Союзе наукограда в Колтушах.
Иван Павлов в 1903-м получил награду за работу по исследованию физиологии пищеварения. Эксперименты, о которых мы читали еще в школьных учебниках, проводил в основном на собаках.
Сейчас же в исследовательском центре новые герои. Макаке Берри 21 год, по человеческим меркам уже за 70. У нее много старческих недугов – ослабление памяти, рассеянность и потеря ранее усвоенных знаний. Задача ученых – вернуть былую прыть. Эксперимент проводят с помощью барокамеры, которая имитирует подъем в горы на высоту в 4 с половиной тысячи метров.
Кислородное голодание должно стимулировать работу мозга и открыть путь к долголетию. Кстати, влияние гипоксии на клеточном уровне уже доказано американскими и британским учеными, которые работали в том же направлении, и получили нобелевскую премию в этом году.
Александр Беляков,научный сотрудник лаборатории регуляции функций нейронов головного мозга: «Хорошо, что вы не про бессмертие спросили. За сто лет вполне реально перевалить, но нужно будет работать над качеством жизни этих людей. И здесь важен не срок жизни, а уровень работы мозга. Для этого и есть эти эксперименты. Да, вот для чего мы и работаем».
Что такое «Полторы комнаты» в своем эссе на английском всему западному миру Иосиф Бродский рассказал 1986 году, где до этого момента о таких размерах даже не слышали. А еще тогда весь мир удивлялся, казалось бы, обыденным для нас вещам – атмосфере коммунальной квартиры, которая сейчас на реставрации.
Переносить зрителя в СССР Бродскому пришлось с берегов Атлантики. Из страны его выдворили и произведения почти не знали. Настоящую популярность на родине автор приобрел после Нобелевской премии, которую получил, имея паспорт гражданина США и русскую душу.
Михаил Мильчик,друг Иосифа Бродского: «Он колебался над тем, на каком языке говорить нобелевскую речь. Сначала он задумал и написал ее по английский. Он передумал незадолго до самой лекции и прочел ее на русском».
А в этой петербургской лаборатории продолжают дело, начатое Жоресом Алферовым. Известный физик стал нобелевским лауреатом за разработку полупроводниковых гетероструктур. Американских ученых обогнал всего на месяц.
Алексей Семёнов,старший научный сотрудник Физико-технического института имени А. Ф Иофе: «Сейчас происходит отжиг подложки, для последующего роста короткопериодной сверхрешетки. Это будет структура монослоёв, чередующихсяю. Здесь выращивается структура для фундаментальных исследований и просто это не объяснить».
Но можно попробовать показать. Гетероструктуры – это своеобразный слоеный пирог из полупроводников с разным химическим составом, которые вместе преобразуют ток в свет. Именно они позволили в разы уменьшить размеры всей электроники.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «О том, как Жорес Алферов изменил наш мир, на пальцах можно показать в музее связи. Где большинство экспонатов было создано до применения открытия физика. Среди них, например, один из самых первых сотовых телефонов Motorola MCR 4500, экземпляр Анатолия Собчака, весит 4 с половиной килограмма. И, возможно, именно так бы и выглядели аппараты до сих пор, не будь того изобретения».
Нынешнюю премию по физике дали за достижения в космической сфере. Ее получили ученые из Канады и Швейцарии за открытие экзопланеты, вращающейся вокруг звезды. Но это не потому, что на земле открытия закончились, говорят ученые.
Сергей Иванов,директор Физико-технического института имени А. Ф Иофе: «Конечно, взаимосвязано. Любые процессы, которые происходят в космосе, помогают понять, как рождались все элементы. И те процессы, понимание их, может позволить запустить некоторые процессы в наземных условиях».
В науке, которая за последние десятилетия шагнула далеко вперед, все тоже взаимосвязано. И этих прорывов могло и не быть без нашего города и петербуржцев, которые заложили основу для будущих открытий в медицине, физиологии, физике, литературе и химии.