Уже на следующей неделе Правительство Санкт-Петербурга начнёт обсуждение проекта бюджета на 2020 год. Самое время посмотреть, как будет наполняться огромный кошелёк 5-миллионного мегаполиса. Как и на что будут расходоваться средства? И самое главное – как это изменит город? Репортаж Антона Цумана.
Антон Цуман,корреспондент: «Доходная часть бюджета — нашего городского кошелька — составит в следующем году более 650 миллиардов рублей. И если представить его схематично, вот таким вот образом, можно уже представить, на что они будут потрачены. Вот традиционно самая большая часть –»Социальный город», это больницы школы, поддержка пенсионеров. Эта часть на «Комфортный город» – коммунальная и транспортная инфраструктура. Это на «Умный город», бизнес, промышленность, туризм. И вот на «Открытый город», развитие институтов гражданского общества и безопасность. Вот, вроде, и весь бюджет. И остаётся вопрос, как эти траты повлияют на меня, простого петербуржца».
Можно долго рассуждать о цифрах, о том, что говоря сухим канцелярским языком, «расходы на социальную сферу выросли на 7 процентов». Но для конкретики лучше сразу обратиться к этому документу — АИП — адресные инвестиционные программы. Которые и отражают перемены в городе.
Всего в смете на трёхлетний период предусмотрено строительство 17 новых общеобразовательных школ и 22 детских садов. При этом с сохранением всех льгот, включая объявленный бесплатным для пенсионеров проезд в электричках. Бюджет — это не карта сокровищ, а сложный квест с длинным списком задач, утверждает вице-губернатор Петербурга Евгений Елин. В первую очередь — социальных.
Учитывая печальный опыт прошлого зимнего сезона, решено увеличить расходы на уборку города почти до 11 миллиардов рублей. Для справки в Москве такая сумма тратится на одну только утилизацию снежных масс. Особый акцент сделан на сдерживании тарифов на коммунальные услуги. И после обсуждения соответствующих поправок в бюджет нынешнего года, это ещё раз подчеркнул председатель ЗАКСа Вячеслав Макаров.
Но вот тарифы на проезд в общественном транспорте всё же изменятся. Был билет за 40 рублей – станет 45. С уточнением — разовый билет. Проездных это коснётся в значительно меньшей степени. И расходы по этой статье подразумевают не только субсидии городским перевозчикам.
Но вот что стало настоящей новостью – одна из острейших проблем – реформа городского транспорта, предусматривающая полное исчезновение маршруток с городских улиц, которая является требованием федерального законодательства и уже давно осуществилась в Москве, не включена в проект бюджета. Но, по мнению председателя Комитета по финансам, лучше 7 раз тщательно проработать механизм реформы, а уже потом заложить деньги на её проведение.
Разумеется задача и правительства города, и депутатов сделать бюджет максимально удовлетворяющим всем сферам городской жизни. Но у каждого бюджета есть свои недостатки. И дело здесь не столько в плохой вёрстке главного финансового документа Петербурга, сколько в его исполнении. И строительства метро, по мнению петербургских, парламентариев это касается напрямую.
Более того, только в этом году сроки строительства 96 объектов социальной значимости были сорваны по вине подрядчиков. Они банкротятся, их обвиняют в мошеннических действиях. И губернатор Петербурга Александр Беглов уже этим летом продемонстрирован насколько жёсткими будут меры в вопросах исполнения бюджета.
Отдельной строкой выделяются расходы на дорожное хозяйство и транспортную инфраструктуру. По адресным инвестиционным программам в эту сферу решено вложить 24 миллиарда рублей — четверть из предусмотренной на 2020 год суммы.
И авторы проекта бюджета, и эксперты-экономисты сходятся в одном. Бюджет 2020 года — это не бюджет великих свершений, не бюджет грандиозных мегапроектов и больших трат. И это прямое следствие начинающейся рецессии мировой экономики. Петербург как один из крупнейших промышленных центров Европы не может не быть её частью. И ему придётся приспосабливаться к новым условиям. И абсолютно точно можно сказать – все социальные обязательства, как то: зарплаты бюджетникам, субсидии молодым семьям — будут выполнены в полном объёме. Так что в целом проект бюджета можно назвать сбалансированным. Социальным с одной стороны и оставляющим значительные ресурсы для развития города – с другой. В чём-то смелым, но всё же без серьёзного риска.
Антон Цуман,корреспондент: «Конечно, ещё раз стоит подчеркнуть, что это пока ещё только проект, эскиз бюджета будущего года. Ему предстоит ещё несколько месяцев обсуждения и в правительстве города, и в городском парламенте. И от того, насколько тщательно он будет проработан, зависит то, в каком Петербурге нам жить ближайшие несколько лет».