29 лет назад погиб культовый ленинградский рок-музыкант. Корреспондент программы «Пульс города» Андрей Фёдоров изучил версии, провёл эксперимент и пообщался с очевидцами трагической аварии.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «Мы знаем, где он жил, учился и работал. Давно изучили все связанные с ним памятные места. Кроме одного. До сих пор, даже спустя 29 лет, никто не может ответить на один из главных вопросов – при каких обстоятельствах погиб Виктор Цой».
Почти за три десятилетия накопилось больше 20-ти версий. Чаще в Интернете встречаются такие: Самоубийство. Из-за несчастной любви и перманентной депрессии в автобус на полной скорости музыкант, якобы, врезался сам. След КГБ. Певца, имевшего влияние на массовое сознание и требующего перемен, усыпили сотрудники спецслужб и подставили автомобиль под «Икарус». Убийство. Аварию подстроил генеральный продюсер группы «Кино», который и подарил Цою тот самый «Москвич». И последняя – официальная.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «15 августа 1990 года. Накануне Виктор Цой закончил работу над черновым вариантом альбома под названием «47». А с утра решил отправиться на рыбалку. Пятилетнего сына разбудить не смог, на озеро приехал один. Клёва в этот день почти не было. За пять часов – всего два хвоста. Музыкант решает сворачивать удочки и возвращаться. Дорога до поселка должна занять 15 минут.
По официальной версии латвийского ГАИ, на дороге Цой разогнался до скорости не менее 130-ти километров в час. Уснул за рулём и вылетел на встречную полосу, где и произошло лобовое столкновение с Икарусом. Но именно этот вариант развития событий вызвал очень много вопросов, как у фанатов, так и экспертов».
Самый главный – к отечественному автопрому. Неужели на «Москвиче» можно разогнаться до такой скорости, да еще и по проселочной дороге?
Иосиф Пригожин,продюсер: «Я думаю, что это несчастный случай, другого быть не может. Хочу сказать, что тот самый злополучный «Москвич», на котором он ездил, мы, по поручению Юрия Айзеншписа, ездили покупать на завод. Тогда было модно ездить на таких машинах. Мы ее перегнали в Беляево, и я потом проводил Виктора на своей машине, «Восьмёрке», в аэропорт. Они с Джоанной Стингрей улетали в Японию на гастроли».
Джоанна Стингрей,певица, «Я думаю, что это был обычный несчастный случай, ничего больше. Он отвлекся, чтобы поменять кассету в магнитофоне. Поэтому и произошла авария».
Но журналисты не унимаются и ведут новые расследования. Для одного из последних, в петербургском Институте безопасности дорожного движения, по старой фотографии из газеты, даже воссоздали схему. По мнению экспертов, латвийская милиция в 90-м делала документ в спешке. Место столкновения не обозначено, расстояния, порой, указаны неверно. Отсюда и все, часто, фантастические, домыслы. Разбираемся на месте.
Андрей Фёдоров,корреспондент: «Ещё одна загадка – окончание вот этой линии на схеме, которая отображает движение автомобиля по обочине. Если разбираться детально, то «Москвич» бороздил землю больше 30-ти метров, но затем не остановился, а почему- то вернулся на дорогу. Как будто ему что-то-то помешало».
Новая, дополненная, схема объясняет: препятствием на пути и причиной резкого поворота певца стали вот эти дерево и куст, которые были здесь и во время аварии. Так место выглядело в 90-м. А так сейчас.
Ярослав Васильев,главный специалист группы научного сопровождения СПбГАСУ: «Всегда люди хотят увидеть теорию заговора в чем-то, коварный замысел. Кто-то злобный решил, что здесь есть что-то, но я это не зафиксирую. И это, конечно, может быть. Но не надо из всего делать заговор. Чаще всего — это обычная человеческая глупость».
Но самый главный вопрос по-прежнему остается. Почему музыкант выехал на обочину? Было ли препятствие на его пути? Версия есть у свидетельницы тех событий и жительницы ближайшего дома от места ДТП.
Штродах Скайдрите,свидетельница аварии с участием Виктора Цоя: «Вы поверите в то, что я вам сейчас скажу? То, что будет в газетах и везде, всё, что будут рассказывать — это совсем не то. На самом деле, он ехал с озера. Он всю ночь там пьянствовал. Уж извините, что я вам правду говорю. Местные люди не хотели его выпускать утром. Поспи и отдохни, после обеда поезжай. Нет, поеду и все. Он же был человек такой, наверное, как хотел, так и делал».
При этом проведенная тогда экспертиза показала, что Виктор Цой был абсолютно трезв и не употреблял алкоголь в течение 48 часов до трагедии.
Свою версию гибели кумира миллионов совсем скоро расскажет и режиссер Алексей Учитель. Сейчас он снимает новый художественный фильм под рабочим названием «47». Начинаться будет со смерти. А вот как это произойдет на экране, пока держится в тайне.
Алексей Учитель,режиссер: «Не скажу, иначе будет не интересно смотреть. Мы общаемся и с отцом Виктора Цоя, и с сыном. Когда они слышат, что везут гроб, то это не самая лучшая характеристика для будущего фильма. Но мне кажется, что мы найдем общий язык, это для того, чтобы все фанаты и все, кто любит Цоя, еще больше и глубже его поняли».
Андрей Фёдоров,корреспондент: «По словам режиссера, в этом фильме больше выдуманного, чем исторических фактов. Например, реку в Псковской области автобус с телом Виктора Цоя никогда не форсировал. Вот он, кстати, гроб. А мелкие детали соблюдены достаточно точно. Обратите внимание на номер, 21 15. 21-го числа певец родился, 15 погиб в автокатастрофе».
Такое мистическое совпадение в истории со смертью исполнителя, пожалуй, единственное. Все остальное – догадки и предположения, которых, со временем, становится только больше. Ведь дело об аварии под номером 480 было уничтожено за истечением срока давности. И новых правдивых подробностей о смерти кумира миллионов, на песнях которого выросли целые поколения, скорее всего, уже не появится.