У Петербурга есть яхты, море, Нева и причалы. Но почему по сравнению с Европой в нашем городе не развит яхтенный спорт? И сможем ли мы стать столицей мирового яхтинга? Репортаж Андрея Фёдорова.
Андрей Федоров, корреспондент: «Знакомство с яхтами у всех происходит по-разному. Кто-то на них отдыхает, кто-то зарабатывает, а для кого-то это вид спорта. С него я и начну. Швертбот "Оптимист" — небольшое одиночное судно, предназначенное для обучения детей от 7 лет. И мне, если честно, немного страшно».
Боялся не зря. Меня предупреждали — средняя продолжительность первого самостоятельного похода под парусом у новичков — 30 секунд. В моем же судовом журнале можно оставлять запись — покинул капитанский мостик через 5 минут. Подвела нерасторопность.
Илья Елышев, старший тренер класса «Оптимист» яхт-клуба: «Когда у нас переворачивается ребенок, то у нас на тренировке есть специальное упражнение, когда мы заставляем их это сделать, чтобы они почувствовали себя безопасно. Что это не страшно и даже весело. "Оптимист" — он не утонет».
На таких яхтах дети развивают скорость до 8 узлов и умудряются выходить на глиссирование — скользят по воде. При этом я, похоже, на верном пути. Со второй попытки еще не профи, но уже "оптимистер". Теперь главное понять — что делать дальше? Если я влюбился в парус, наслаждаюсь стихией, а это судно мне явно маловато.
Приобрести что-то побольше, например, спортивную. За границей новая такого класса обойдется примерно в 100 тысяч евро. Еще 42 процента от стоимости составят таможенные пошлины. И без их уплаты, скорее всего, не обойтись, в России яхты почти не производят. Это судно — исключение. Отечественного производства, приобреталось с пробегом, всего за миллион рублей. Но когда идет на всех парусах ощущения на все десять.
Андрей Федоров, корреспондент: «Я думал, что на "Оптимисте" будет страшно, ничего подобного. На этой яхте гораздо страшнее, особенно, когда вот такой наклон под 45 градусов. Не знаешь, за что держаться, заберите меня отсюда».
Роман Бороздин, яхтсмен: «Бытует такое мнение, что яхта — это дорого, но нет, это не так. Если вы можете содержать европейский автомобиль, то средняя яхта будет обходиться в те же бюджеты. И я считаю, что каждый петербуржец должен как минимум раз попробовать. А лучше этим регулярно пользоваться».
С ценой определились, теперь по содержанию и обслуживанию. Как и автомобилю, яхте нужен гараж или стоянка и мастерская. А много ли таких в Петербурге, морской столице России?
Валентин Наумов, командор Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов: «Если мы говорим по-яхтенному, то она вовсе не морская столица. Яхтсменов, например, в сухопутной Москве больше, чем в Санкт-Петербурге. Это проблема, да еще какая! А почему? Да потому что яхтсмены предпочитают теплые моря и лучшую организацию, те края, где можно взять в аренду яхту. В Петербурге нет ни одной фирмы, где можно взять морскую яхту и пойти. Ну и самая большая проблема — это стоянки, яхт-клубы. У нас каждые два года на один яхт-клуб становится меньше».
Основных сейчас пять. В царской России было 68. Ведь Петербург – это родина мирового яхтинга. Именно у нас еще в 18-м веке Петром I были организованы катания с парусами по Неве. А при Николае I в Петербурге появился первый российский яхт-клуб. Здание на Большой Морской сохранилось до сих пор. Его членами сначала были представители императорской фамилии и высокопоставленные чиновники. Затем интерес проявили горожане с более скромным достатком.
Андрей Федоров, корреспондент: «Стать мировой столицей яхтенного спорта наш город мог и в 1980-м. Тогда Ленинград готовился принять олимпийскую регату, а соревнования по футболу должны были стать лишь дополнением. Но не случилось. По одной из версий, политизированной, Советский Союз хотел еще раз подчеркнуть принадлежность Прибалтики к соцлагерю, по второй — подвёл человеческий фактор. В Смольном не узнали высокую делегацию Госкомспорта, прибывшую из Москвы, и не пустили дальше приемной секретаря Обкома партии. Чиновники обиделись, улетели в Таллин, туда же позже отправились и все яхтсмены».
Создание олимпийского центра парусного спорта полностью перекроило прибалтийский город и поменяло отношение к яхтингу, который стали развивать. Теперь местные клубы ежегодно приносят Таллину 204 миллиона евро в год. Еще больше доходы в Финском Турку и шведском Стокгольме. При том, что обслуживание и стоянка судов там в несколько раз дешевле, чем у нас. Чем и пользуются отечественные яхтсмены.
Владимир Логинов, председатель президиума Санкт-петербургского парусного союза: «Арендные ставки должны быть хотя бы как в Финляндии, там 0,03 цента квадратный метр в год. Понимаете, финны вот так распоряжаются, государство целиком и полностью создаёт все сооружения для яхт-клубов, и они развиваются. А у нас, на сегодняшний момент, все, что зарабатывается, львиная доля, уходит на оплату аренды земли. Это не помощь своим гражданам».
И проблема, по словам Владимира Логинова, не только в нехватке стоянок. Петербург сейчас отрезан от Европы. То есть окно, которое прорубал еще Петр I, заколотили, закрыв пограничный пункт в Выборге. Теперь иностранным путешественникам от границы до Кронштадта идти 90 миль. Для большинства туристов преодолеть это расстояние на своей яхте за установленные российским законом сутки невозможно. Итог — вот такая статистика за 2018 -й год. Десятки тысяч маломерных судов курсировали между городами Восточной Балтики, до нас из них дошли только 60.
Андрей Федоров, корреспондент: «Хотел с шампанским и на яхте, а оказался на небольшом катере и с кефиром. В аренду разобрали все, даже самые дорогие суда. Но именно здесь, в самом центре Петербурга, глубокой ночью, на разводке мостов можно оценить истинные масштабы этого бизнеса».
От 30 до 100 тысяч в час, есть варианты и по 2 миллиона за сутки. Яхтинг в нашем городе сейчас воспринимается как аттракцион на одну ночь. Но ведь это, прежде всего, спорт и способ путешествовать, и об этом в Петербурге, похоже, забыли. Хотя у нас есть все условия: соседство с Европой, моря, реки и очень увлеченные люди.