«Что может быть лучше, чем танцующие итальянцы?» — просто и иронично характеризует свой спектакль режиссер Деклан Доннеллан. Пьесу современника Шекспира Томаса Милтона он поставил в Италии, где имена героев звучат буквально. Сразу ясно: герцог — распутник, сыновья — идиоты, а главный герой — мститель. Подобно персонажу Шекспира, он тоже появляется на сцене с черепом отравленной герцогом жены, но, в отличие от Гамлета, не слишком мучается раздумьями, как поступить. На всех языках понятно и безапелляционно — как и пишут на заборе — вендетта!
Деклан Доннеллан, режиссер: «Я бы охарактеризовал пьесу как комедия и фильм ужасов одновременно. Но у нее есть серьезный моральный центр. Это напоминает нам об опасности нашей собственной правоты, когда ты прав и чувствуешь себя вправе наказывать других. Иными словами: какие бы в тебе ни были добродетели, если ты позволяешь себе наказывать других, это наказание коррумпирует тебя».
Когда комедия, когда ужастик, но в целом — спектакль о счастье. Счастье упоительном, которое дарит движение к цели с осознанием собственной правоты. Жизнь сделана. Герой вершит правосудие над коррупционерами. Политический триллер мало изменился с елизаветинских времен. Под бесхитростной историей с обознатушками-перепрятушками вечный ропот народа в адрес элит. В его глазах именно так — в оргиях с гетерами — проводят время сильные мира. От Ювенала до Сталина. Все — похабники и братоубийцы. А как бы я поступал на их месте?
Деклан Доннеллан,режиссер: «У меня те же проблемы: я иду через бизнес класс в самолете и вижу, как впереди сидят богатые люди. И я ненавижу их. Правда заключается в том, что я сам хочу сидеть там и смотреть на проходящих с этим вот видом: ну когда же вы пройдете мимо! Но из-за того, что я прохожу мимо, я успокаиваю себя, что я лучше их, и начинаю чувствовать свое превосходство над ними».
Режиссер известный своими интернациональными постановками в очередной раз развернул понятный всем народам сюжет. Люди разных стран воспевают своих разбойников. Ивана, дурачащего царя, Робин Гуда, грабящего знать, благородного жулика, обирающего коррупционеров. Через времена и пространства, от французского фабльо до фильма «Судная ночь» — по сути одно и то же. Резня без объяснения и предела — в кровавом возмездии чудится что-то праздничное. Всем. Просто итальянцы, как было сказано, классно танцуют.