Второй этаж усадьбы Репина «Пенаты» был возведен в 1906 году, там расположилась мастерская. Добиваясь идеальной освещенности, художник прорубил в потолке окна, которые впоследствии часто открывал. Работать он любил в холодном помещении.
Один из главных предметов мастерской – подвесная палитра. Она была создана Репиным после того, как он упал с лошади и сломал руку. Подвешенные на пояс инструменты помогали работать лишь левой рукой. Здесь же представлен рабочий халат живописца. По воспоминаниям современников, после венчания с Верой Шевцовой Репин вбежал в мастерскую в свадебном костюме, взял кисть и стал рисовать. После этого у художника появился элегантный халат, который он набрасывал на парадные одежды, ведь желание писать возникало у него спонтанно.
Интерьер мастерской дополняет картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин называл «ящиком Пандоры». Полотно он писал в течение 30 лет. Сам художник говорил, что не знает, когда закончится эта работа. Он постоянно ее переделывал, поэтому изображение скрывает под собой не менее десяти своих предшественников.
В просторной мастерской, уютной и наполненной всем необходимым для творчества, по словам самого Ильи Репина, он проводил лучшие часы своей жизни.