Июнь 2019 войдет в историю современной культурной жизни России. Произошло великое воссоединение: впервые более чем за 70 лет коллекции именитых русских меценатов Щукиных и Морозовых объединились. Щукинское собрание выставили в Москве, Морозовское — в Петербурге. Репортаж Татьяны Баженовой.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Москва, Волхонка, 12. Мы, наконец, на месте, это Пушкинский музей. Прямо от ворот в первый день экспозиции стоит огромная очередь. Старт — через пять минут».
Для выставки в Пушкинском музее не пожалели целого этажа. Здесь 450 произведений из коллекции братьев Щукиных. Ключевая фигура — Сергей Иванович Щукин, который серьезно обогнал своих братьев. Он приобрел уникальное собрание полотен французских импрессионистов и постимперссионистов.
Щукин ориентировался на свой вкус: многие полотна модернистов тогда были не понятны зрителям, особенно в России. Но Сергей Иванович угадывал тренды будущего. Первым «музеем» стал его дом на Большой Знаменской в Москве — вот он, кстати. «Иконостас Гогена» — так называли одну из стен в столовой мецената. Она вся была увешана картинами таитянского периода. И вот эта стена — воссозданная, в Пушкинском музее.
Наталья Семёнова, куратор выставки «Щукин. Биография коллекции»: «Этот иконостас собирался в очень трагические для Щукина дни. Хотя он не был первым, первым купил Морозов. Щукин пережил смерть сына, а потом — жены. И вот эти утраты они каким-то образом отразились на его собирательстве. Чем трагичнее были события, тем больше ему хотелось уехать в тропический рай».
Трагическая судьба была и у изящной коллекции Щукина. После революции её национализировали. Меценат уехал в эмиграцию и больше своих картин не видел. Но завещал показывать их именно в России. Картины отобрали и у Ивана Морозова. На основе двух коллекций в 1923 году создали Музей новой западной живописи. Внук Сергея Щукина считает: утрата обидная, но по сути — спасительная.
Андре-Марку Делоку-Фурко, внук Сергея Щукина: «Как вы знаете, это добро у моей семьи забрали. Тогда, в те времена. Наверное, правильно забрали, потому что забрали и спасли!»
А еще — в Пушкинском музее показывают уникальную гостиную Матисса с легендарной «Красной комнатной». И хит экспозиции — «Танец», который привезли из Эрмитажа.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Всемирно известный "Танец" Матисса, по сути, и стал полотном раздора. Советскому начальству объединенная коллекция Щукина и Морозова была не по душе. После войны музей с этими шедеврами просто не хотели открывать. Решающее слово было за комиссией. Первым товарищам инспекторам показали именно "Танец". Тогда они резюмировали: картина неподобающая. Музей ликвидировали, коллекции разделили между Москвой и Ленинградом».
Полотна перемешались и разъехались по двум столицам. И в Пушкинском, и в Эрмитаже, эти картины экспонируются уже больше 70 лет. Тем не менее, сотни раз специалисты начинали разговор о возвращении картин в Москву. Шесть лет назад прогремел скандал: на прямой линии с президентом директор Пушкинского Ирина Антонова попросила Владимира Путина вернуть щукинское собрание в столицу.
У Петербурга позиция принципиальная: полотна давно принадлежат Эрмитажу. Потому и договориться хоть и о временном обмене картин было очень непросто. Кстати, именно Михаил Пиотровский предложил эту рокировку — вы нам Морозова, мы вам Щукина. Эрмитаж отправил в Москву больше 60 картин, столица отправила на гастроли 30 полотен. Вот они, на выставке в Главном штабе.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Здесь самые сильные вещи. Многие вещи не могут ездить, здесь не так много картин, как в Москве. Это такая концентрация шедевров. Два портрета коллекционеров, работы Ренуара замечательные».
Хоть в названии выставки и значатся братья Морозовы — Михаил и Иван, — больше в коллекционировании преуспел Иван Абрамович.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Иван Морозов денег на искусство не жалел. Однажды он спустил в Париже на несколько полотен 17 тысяч рублей за один день. Петербург очень хотел заполучить так азартно собранные картины. Из Москвы, например, приехала "Девочка на шаре", одно из известнейших произведений Пикассо "Розового периода"».
Кроме Пикассо, есть и Ренуар с его портретами актрисы Жанны Самари. И даже воссоздан Белый зал Ивана Морозова с панно о Психее.
Ольга Леонтьева, куратор выставки «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»: «Иван Морозов стал собирать уже после смерти брата Михаила, количественно собрал больше. И он собирал имена, которые остались вне поля зрения брата. Мы находимся в зале Сезанна, и тот был любимым художником Ивана Абрамовича Морозова».
И та, и другая выставки в первый же день собрали аншлаги. Мы собрали мнения москвичей и петербуржцев о еще одном противостоянии двух столиц. Кому должны принадлежать Щукин и Морозов? Стоит ли воссоединять коллекции или стоит оставить все на своих местах?
Кстати, не против нынешнего положения дел и внук Щукина. Французу Андре-Марку Делоку-Фурко на открытии выставки в Москве вручили российский паспорт. Теперешний гражданин России уже сформировал свое мнение об объединении коллекции деда. Его он называет «Штукин» — не может выговорить букву «Щ».
Андре-Марку Делоку-Фурко, внук Сергея Щукина: «Россия оригинальная, это большая страна! Щукин — широкая нога, две столицы. Почему ограничиваться одной столицей? И это совсем не плохо, что есть две творческие группы, которые работают с коллекцией Щукина».
Похоже, в спорном вопросе всё останется неизменным. Выставки закроются осенью, а картины вернут в «родные» музеи. Но, кажется, уже можно резюмировать: экспозиции хоть и на время примирили две столицы в одном из споров. Вот она, великая сила искусства.