Экспозиция проходит в музей-квартире актеров Самойловых.
Александра Мымрина,корреспондент: «Петр дал нам бытие, Екатерина – душу», – писал в XIIX веке поэт Александр Сумароков, указывая на то, что если Петр дал русским дворянам европейский облик, то Екатерина — преобразила внутренне.
Например, научив любить театр. Тому, как эта часть души – отношение к театру – менялась в следующем столетии, посвящена новая выставка в музее-квартире Самойловых «Артист Высочайшим указом».
И название выставки и само словосочетание «Императорский театр» настраивают на определенный лад. «Как люди жили, как тонко чувствовали» — нечто в таком духе всплывает в голове. Однако нынешняя экспозиция показывает: и тогда, в XIX веке, жили и чувствовали весьма по-разному. А театральное представление на сцене зачастую уступало играм, что разворачивались за кулисами и перед ними — в самом зале.
Елена Зилотина,заведующая музеем «Мемориальная квартира семьи актеров Самойловых»: «Мог уже идти спектакль, а люди заходили, вставали, разговаривали, лорнировали».
Александра Мымрина,корреспондент: «Если XX век сделал театр режиссерским, то в XIX веке он чей был?»
Елена Зилотина,заведующая музеем «Мемориальная квартира семьи актеров Самойловых»: «Конечно, не режиссерский. Вот Василий Андреевич Каратыгин гордо говорил: когда он репетирует, то режиссер где-то прячется под креслами и не смеет даже нос показать, номинально они были, но по сути никакой роли не играли. И в основном это был, конечно, театр актеров первых ролей».
Талант Каратыгина выделял сам император Николай I. А вот положение рядовых артистов завидным не было — с ними могли охотно выпить, но при этом в круг порядочного общества не допускали. Актеры были заложниками амплуа, а значит, и строго определенных окладов — молодой любовник получал две тысячи рублей, благородный отец или комический мужичок — 1200 рублей.
Елена Зилотина,заведующая музеем «Мемориальная квартира семьи актеров Самойловых»: «Есть замечательные рисунки карикатурные Самойлова, где фигурируют представители дирекции, перед ними стоят в подобострастной позе актеры, выпрашивающие роли. Более того, там еще заправляли любовницы министра.»
Коррупция, блат и даже харрасмент. Таких слов в русском языке еще не было, а вот русский театр в XIX веке с этими явлениями был хорошо знаком. Все течет, но не все меняется. Отношения художника и власти как раз из ряда неизменных.