Юрий Молодковец, фотограф Государственного Эрмитажа, привез из путешествия по Голландии множество кадров, которые превратились в выставочный проект «Приключения голландской плитки XVIII века из собрания Эрмитажа в Королевстве Нидерланды XXI века». Его можно увидеть в Петропавловской крепости.
Фаянсовая бело-голубая плитка – один из узнаваемых брендов Нидерландов. Она хранит историю на совсем небольшом формате – 13 на 13 сантиметров. В Россию голландскую плитку привез Петр I. По сей день она украшает интерьеры Меншиковского и Летнего дворцов, петергофских Монплезира и Марли.
В 2018 году сотрудники Эрмитажа путешествовали по Голландии и искали параллели между сюжетами, изображенными на плитках XVIII века, и современной жизнью королевства. Проект мгновенно вызвал большой интерес в социальных сетях. Фотографии, подкрепленные текстом, публиковали прямо из экспедиции.
Юрий Молодковец,фотограф Государственного Эрмитажа: «Я думаю, что там часть сюжетов просто взята из жизни. Понятно, что некоторые плитки имели какие-то стандарты. Есть один и тот же сюжет, но когда мы присматриваемся, там много разных нюансов. Художник рисует, но по-разному. Ясно, что все из жизни – это подлинная жизнь голландского общества».
Фотограф Юрий Молодковец обнаружил сходство во всем. Одноосные и двухосные повозки XVII века стали прообразом тележек, которые современные голландцы цепляют к своим велосипедам.
Жители Нижних Земель изображали этих пернатых еще в средние века. Сегодня лебеди есть на фотографиях у каждого туриста.
Роксана Реброва,научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа: «Корабль «Батавия» – это точная копия того, который затонул. Его восстанавливали по технологиям XVIII века. Специальные кузни, ткацкие станки, герб с изображением соединенных провинций Голландии. На таких кораблях возили колониальные товары из Китая. Вот почему плитка стала голубой. Была связана с Китаем и китайской фарфоровой посудой. Китайцы стали делать фарфор бело-голубой. Это стало страшно модным. Плитку делали, чтобы предохранить кухни от копоти. Голландцы любят чистоту».
На таком корабле нашли 16 тысяч фарфоровых чашечек. Их перевозили в Европу. А Петр I заказывал для интерьеров Зимнего дворца целую серию плиток с изображениями кораблей. Таких в мире осталось около 130. В XVII веке в моду вошли плитки с одним предметом по центру.
Роксана Реброва,научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа: «Есть вещи, которые сохранились с XVII века по XX. Например, грелка ножная. Это вот плитка из Меншиковского дворца. Странное изображение с дырочками. Это очень полезная вещь. Она грела ноги. Голландцы изобрели ящичек специальный, куда ставили инженерку керамическую, туда засовывали горящие угли.
А вот здесь мы нашли, друзья голландские привезли нас в эту богадельню в Босфорте. Она работала до 1909 года с начала XVII века. Это мужская богадельня. У каждого была уютная норка. Там мы нашли специальный ящичек. Туда ставилась грелка, как на этой плитке. Плитка XVII века и эта вещь просуществовала в голландской истории три с половиной века».
Авторам проекта фактически удалось изобрести новый жанр, где истории, запечатленные на старой керамике, рифмуются с современностью.