Фасады города как витрина, через которую мир смотрит на Петербург. Кто должен следить за ней? И почему очень часто она бывает такой грязной и неухоженной? Репортаж Марии Евсюковой.
Юрий Зинчук, ведущий: «А насколько остро сейчас стоит эта проблема — ремонт фасадов исторического Петербурга? Официально в реестре КГИОП в нашем городе есть одна тысяча триста семьдесят девять домов, фасады которых имеют уникальную историческую и архитектурную ценность. Тысяча триста семьдесят девять. Это целый город в городе. Как их реставрировать? На какие деньги? И как бороться с теми, кто сейчас их уродует? Мы часто говорим об этом в нашей программе. Помните тот случай на Пионерской 22, когда после капремонта старинные витражи в доме заменили на стеклопакеты? Вот сейчас возникла идея – возложить ответственность за ремонт всех этих исторических фасадов на КГИОП. Сейчас это компетенция Фонда капитального строительства. Идея хорошая. Но что из этого может получиться? Права на ошибку мы не имеем. Ведь фасады города – это витрина, через которую мир смотрит на Петербург. Кто должен следить за этой витриной? И почему очень часто она бывает такой грязной и неухоженной? Об этом — в репортаже Марии Евсюковой».
Вот она — витрина нашего города, один из объектов культурного наследия федерального значения. И вот с чего начинается Петербург. Это первое, что видят туристы — вот такие пыльные и облупленные фасады. Получается, именно таким наш город увидели только в прошлом году больше 8 миллионов туристов. Но открыточный Петербург и реальный порой очень отличаются друг от друга.
Угол Восстания и Жуковского. Эта нимфа музыки вошла в топ реставрационных ошибок. Вот она в начале 20 века, а это то, что дошло до нас. Ангел на Невском, 66. Так выглядел 150 лет назад. А так сейчас. Грифоны на доме штатных сотрудников Ботанического сада. До реставрации с хвостами, после – без. Ропшинская улица — ангел искалечен перфоратором.
А скульптуры на здании Адмиралтейства так были изуродованы реставрацией, что их едва опознали. И это реставрация в 21 веке, которая так уродует Петербург, доставшийся нам из прошлых столетий.
Рафаэль Даянов, руководитель Архитектурного бюро: «Говорить о качестве сложно на сегодняшний день. Потому что можно заметить, что работают на фасадах не очень квалифицированные рабочие. Проблема кадров, она, как и в любой другой отрасли, совершенно очевидна. Один комитет не справлялся с возложенной на него работой, потому что это десятки объектов, минимальные сроки, минимальные деньги и отсутствие кадров».
Оставить нельзя — реставрировать? Но что останется от такого ремонта? Лучше бы и не трогали. А если не делать, в нашем климате архитектура рассыпается прямо на глазах. Элементы лепнины то и дело падают на головы прохожих. А это один из примеров, как жилищники решают эту проблему. 6 линия Васильевского острова. На доме номер 29 рабочие отбивают фрагменты лепнины.
Дмитрий Литвинов, градозащитник: «Жилкомсервису важно, чтобы лепнина не упала кому-нибудь на голову. Очень часто можно увидеть, как на доме-памятнике дворники с молотками сбивают декор совсем, так сказать, и дом такой облупившийся не потому что от времени старый, а потому что молотками слупили все элементы, которые могли упасть».
А потом эту же былую красоту пытаются вернуть с помощью фирм-однодневок, поясняет градозащитник. Получив деньги и выполнив работу кое-как, они исчезают. В Петербурге более 2 тысяч домов-памятников и они нуждаются в заботе. Сейчас фасады с богатым декором в руках Фонда по капитальному ремонту, в ближайшем будущем их передадут Комитету по охране памятников.
Александр Беглов, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга: «На прошлой неделе я предложил наделить профессионального заказчика — КГИОП — полномочиями по ремонту домов со сложным декором фасадов, а также разработать проект закона Санкт-Петербурга о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга об охране объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. Также считаю необходимым дать старт специальной программе реставрации городских фасадов».
Это значит, что десятки миллионов, которые ежегодно выделяются из городского бюджета, заберут у Фонда капитального ремонта и передадут КГИОП. В ведомстве этому решению рады.
Сергей Макаров, председатель КГИОП: «Если у Фонда капремонта есть проблема, они все за год должны завершить, за исключением отдельных случаев, то мы можем сложный фасад реставрировать и 3 года. Никакой спешки нет, и в научной реставрации как раз нельзя торопиться, как раз лучше поработать на фасаде 2-3 года, да мы будем разговаривать с жильцами просить прощение за предоставленные неудобства, потому что леса будут стоять дольше».
Но плохо это или хорошо?! Для такого города, как Петербург, центр которого находится под охраной ЮНЕСКО, проблема реставрации фасадов сейчас одна из самых острых. И это при современных технологиях. Но гарантия такого ремонта всего 5 лет. А дальше, как повезет.
Леонид Вишневский, начальник отдела строительного контроля Фонда капитального ремонта: «Если мы хотим сохранить этот облик, который мы приводим в исторический вид, в этом должны заинтересованы и принимать участие абсолютно все. Мы живем в городе и независимо от того, на Сенной площади, на Невском проспекте, или мы едем в Калининский район — везде сажа и наслоения есть, от того, что машины ездят».
По мнению специалистов, наше историческое наследие должно быть только в заботливых и профессиональных руках. А это и есть Комитет по охране памятников. У них и все архивные документы, и фотографии культурного наследия. Но есть и критики, мол, не все реставрационные работы проводятся качественно. Например, особняка на Английском проспекте.
Кузьма Одинцов, реставратор по металлу: «В частности, на вершине, на фонарях, там у нас виноград. У нас парящие ягодки, потому что под ними появились крылышки, на самом деле, должен быть бутон. У нас есть фотография послевоенная. Бутон, он здесь сгнил, и архитектор просто принял решение: вижу два крылышка — обведу, и будет у нас два крылышка».
Пока проект закона, который наделит КГИОП новым полномочиями, готовится, в решении проблемы важен ответ не только кто, но и как? Как сохранить фасады города? Витрину, через которую весь мир смотрит на наш Петербург.