Мечтают ли дети, как раньше, стать космонавтами? Или работа блогера на Youtube сейчас для них привлекательнее? И как привить нынешнему молодому поколению интерес к покорению безвоздушных пространств? Репортаж Евгении Альтфельд.
— Мы хотим показать детям, как на МКС выращивают зелень, вы можете спросить меня, зачем это космонавтам? Растения придают космосу что-то земное. Мы в космосе хотим добиться невероятных возможностей, например, вырастить то, что нам не пришлось бы туда везти.
На этой выставке многолюдно даже в будни, детские экскурсии одна за другой. Космические оранжереи, настоящие метеориты, луноходы и марсоходы. И изобретения Циолковского, создателя принципа многоступенчатой ракеты, актуального и сейчас. Хотя ученый жил еще до появления самолетов. Главная задача экскурсовода Надежды Морозовой сделать так, чтобы подростки забыли о своих телефонах хотя бы на 30 минут.
Надежда Морозова, экскурсовод: «Мы с ними говорим, легко ли было им отправиться в космос без интернета, без любимых вещей, друзей? И кого бы они взяли с собой? Я им говорю, вы можете взять любую из интересующих вас профессий и попробовать направить ее в космос. Они смеются: ну что, мы будем поваром в космосе? Я говорю, почему нет?»
Несмотря на, казалось бы, очевидную романтику, современные дети мало знают о космосе 21 века. И до сих пор думают, например, что космонавты едят из тюбиков, как это было в прошлом веке.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Во времена Гагарина советским детям не нужна была дополнительная мотивация, все и так хотели стать космонавтами. Теперь же взрослые идут на все, чтобы заинтересовать их космической темой, делают леденцы с изображением МКС, носки с космонавтиками или настоящее космическое питание — грибной суп или вишневый кисель».
А ведь когда-то космос был настоящим культом, идеей и будущим. Из клуба имени Титова в Аничковом дворце вышли 2 настоящих космонавта. Андрей Борисенко, который готовится к своему третьему полету, и Екатерина Иванова, которая так и осталась в роли дублера. В космос попадают единицы, но у страны большая потребность в подготовке специалистов, в ближайшие 7 лет понадобятся около ста тысяч молодых ученых. Им предстоит выбор — трудная профессия, которой надо отдать всю жизнь, или легкие деньги модного блогера.
Валерий Жуковский, научный руководитель юношеского клуба космонавтики им. Г.С. Титова: «Наукоемкие направления — тяжелые. На входе надо знать очень много, а выход не известен. Поэтому когда человек выбирает, идти в туннель, где не понятно, что в конце, но очень много требований к себе, или идти в другие сферы, где такого нет».
Для большинства нынешних детей освоение космоса — это имя Юрия Гагарина, далекого кумира прошлого. Как будто в эти самые минуты на земной орбите российские ученые не делают открытий. Просто тогда тема космоса звучала повсюду, в каждом советском дворе была жестяная горка в виде ракеты. Кое-где еще сохранились артефакты той героической эпохи, когда идеей покорения космоса жил буквально каждый. Например, обсерватория в обычной школе на проспекте Стачек или звездный зал в санатории.
Интересно, что фотографии этого здания некогда облетели весь мир, они стали настоящим мемом в Европе, где необычному зданию придумывали разные названия. Например — розовый планетарий. Возможно, его восстановят, тема космоса вновь в топе новостей. Взять хотя бы публикацию первого истории снимка черной дыры.
Клуб космонавтики имени Гагарина. Здесь нет дорогого оборудования, зато есть преподаватель, способный заразить космической лихорадкой кого угодно.
Это он стал инициатором уникального эксперимента. Вместе с учениками Никита Попов запустил живую мышь в стратосферу. Вернувшись из верхних слоев атмосферы, мышка счастливо прожила еще 2 года.
Ученики клуба — настоящие фанаты космоса, но для большинства детей, говорит Никита, изучение вселенной ограничивается просмотром «Звездных войн».
Никита Попов, руководитель клуба космонавтики им. Ю.А. Гагарина: «Дети считают, что в космосе какие-то старые железяки, ну МКС, запустили 15 лет назад. Что делает космонавт? Бегает по дорожке. Это не "Звёздные войны", когда же у нас появятся гипердвигатели, когда мы сделаем базу на Марсе? Этого пока у нас не случается».
Зажечь детей идеями покорения космоса можно лишь в раннем возрасте, когда ты не ждешь великих открытий, и картонный космодром, сделанный вместе с папой, важнее снимков черной дыры.
— Я бы работала главным космонавтом, увидела бы марсианина и с ним бы поговорила.
— О чем?
— О том, что у нас на Земле очень красиво, и приглашаем тебя в гости.
Рома Блохин говорит, главное — освободить вселенную от мусора и открыть новые галактики, а вот инопланетяне, скорее всего, страшные. Так что пока он не определился, хочет быть ученым или все-таки футбольным комментатором.
Рома Блохин: «Работать в лаборатории, чтобы с земли все видеть, чтобы безопасно было».
— Страшновато?
— Да.
Петербургский планетарий открылся в 1959 году, с тех пор, на первый взгляд, здесь не многое изменилось. Те же барельефы с космонавтами и даже проектор производства ГДР, который уже сам по себе — музейный экспонат, хоть и прекрасно работает. И чтобы выжить, некогда один из крупнейших планетариев страны, теперь делит здание с выставкой динозавров.
Заведующая обсерваторией Мария Смирнова говорит, что интерес детей к космосу не пропал, но взрослые разучились его направлять. Взять, к примеру, возвращение астрономии в школьную программу.
Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского Планетария: «Это будет 10-й и 11-й класс. А в это время старшеклассники думают только о поступлении в уже выбранный вуз по уже выбранной специальности».
Новые кумиры — реальные и вымышленные — смогут вернуть детей к мыслям о космосе. Ведь все великие открытия начинаются с детской мечты. Например, о межгалактических полетах.