«Люди гибнут за металл». А порой из-за металла гибнут целые империи — именно так произошло с инками. Развитую цивилизацию, преуспевавшую в науках, земледелии, строительстве, законотворчестве, ювелирном деле, уничтожило всего 200 авантюристов под предводительством конкистадора Франсиско Писарро, которых через целый океан манил призрачный блеск золота инков.
Камила Перес Паласио Мухика,директор Фонда «Мигель Мухика Гальо», музей «Золото Перу»: Мы, современные перуанцы, считаем себя и детьми инков, и конкистадоров. Мы гордимся всем наследием. Даже тем, что было привнесено испанцами, которые, пускай, той ценой, но открыли нам дверь в остальной мир. Важно понимать контекст, в котором создавались эти объекты. Практически все они найдены в захоронениях. Инки верили в существование души у дождя, у ветра, мир для них был живым и наполненный духами. А эти вещи должны были сопровождать их на пути в вечность.
Почему белые люди так жаждут золота?! По легенде на этот вопрос один из конкистадоров ответил — мы страдаем особой болезнью сердца, излечить которую может только золото. И даже если это правда, вряд ли инки поняли европейского захватчика. Ведь золото они не отождествляли с деньгами и роскошью, оно было основой их мифа, священным металлом бога Солнца и его земных посланников.
Юрий Берёзкин,доктор исторических наук, профессор: Вряд ли у них было понятие богатства. Золото не было единицей обмена, оно было единицей накопления. Обладать золотом значило обладать властью. Но не потому, что у вас золото — значит у вас власть. А потому что раз вы занимаете такой статус между богами и людьми, значит у вас есть золото и всё прочее.
Патрисия Арана,археолог, специалист по доколумбовым культурам побережья Перу: Кульминация экспозиции — это погребальный наряд жреца или, возможно, правителя, представителя культуры Ламбайеке. Он было созданы специально для церемонии. Это золотое одеяние должно было помочь ему превратиться в первопредка, главного бога Ламбайеке — Наймлапу. Тут же есть несколько подвесок для носа. Их использовали люди, которым позволялось говорить с божествами. А чтобы простые люди не смогли увидеть это таинство, не смогли прочесть по губам их обращения, использовались эти подвески, закрывавшие губы. А другая их функция заключалась в том, чтобы придать ритуалам значимость, иное звучание. Ведь металлическая пластина сильно искажала голос.
Прибывшие в Петербург экспонаты — национальное достояние Перу. Их ценность — бесспорна, а вот их тайны ещё не до конца раскрыты. Перуанские исследователи утверждают, что на сегодняшний день едва ли раскопали даже 20% от того наследия, что оставили инки. Об их видении богов, представлениях о власти и стремлении к вечности, мы до сих пор знаем крупицы. А значит, и об этом говорили на открытии выставки, стоит ждать громких открытий.