Евгений Водолазкин – один из самых обсуждаемых отечественных авторов. Одни называют его «очередным главным русским писателем», другие отговаривают даже пробовать читать.

Отзывы вроде «не советую «Лавр», если не хотите получить депрессию – эта книга полна бытового ужаса и похожа на нашу жизнь».

Повесть «Близкие друзья» нельзя назвать титульной книгой писателя, зато читатели сочли ее менее угнетающей. Водолазкин написал повесть после того, как в немецкой газете наткнулся на статью о солдате, который возил тело покойного однополчанина в цинковом гробу по всем фронтам, пока не смог отправить гроб жене убитого. Эта история потрясла самого писателя, и уже в его переложении вызвала резонанс. Такой, что повесть поставили в Театре юного зрителя. Возрастное ограничение – 18+. На премьере побывала Анна Лесина.

За окнами осколки страшных воспоминаний. Они появляются то там, то здесь. А зритель, запертый в квадратный бункер, наблюдает за ними как будто исподтишка. 

Спектакль с эффектом полного погружения в сокровенные мысли поставлен по мотивам одного из самых обсуждаемых произведений Евгения Водолазкина «Близкие друзья» – истории о жизни солдат нацистской армии. Неоднозначная постановка  – результат работы женского тандема. Молодой драматург Юлия Поспелова и номинант премии «Золотая маска» режиссер Елизавета Бондарь работали над повестью Водолазкина более полугода. 

Елизавета Бондарь,режиссер:
«Очень много мы работали с текстом, потому что инсценировка – это 77% процентов спектакля. Я очень люблю его романы, но роман для меня это какая-то сверхсложная форма нахождения эквивалента в театре, поэтому когда я наткнулась на эту повесть, я очень обрадовалась, что могу работать с этим автором в театре. Эта повесть более органична для театра». 

Несмотря на то, что пьеса поставлена в Театре юных зрителей, ее маркер – строго 18+. Друзья детства, немцы Ральф, Ханс и Эрнестина скованы клятвой: вместе быть похороненными на северном кладбище Мюнхена. А еще они заперты в любовном треугольнике. К тому же, на мир обрушилась Вторая мировая война. Она призвала героев на фронт и подстегнула главную героиню к неожиданному решению интимной коллизии. 

Анна Слынько,актриса: 
«Поскольку время было непростое, Водолазкин и сделал свою героиню соответственно времени. В чем-то ей пришлось пойти на компромиссы, пришлось приспосабливаться к этому времени непростому, ей пришлось выживать. Не физически даже, а в духовном смысле, в моральном. Даже само имя я расшифровывала: Эрнестина – «огненная». После себя она оставляет выжженное поле».

Настало время исполнить клятву. Ханса смертельно ранили под Воронежем,  у Ральфа помутился рассудок – страсть выполнить детское обещание и доставить мертвого друга домой превратилась в паранойю.

Для актеров игра в этом спектакле оказалась еще и проверкой на выносливость – им приходилось буквально на себе тащить цинковый гроб. На роль постаревшего Ральфа пригласили народного артиста России Николая Иванова. Пьеса стала для него ответом на вопрос: что война отбирает у человека прежде всего?

Николай Иванов,народный артист России:
«Человечность. Люди – они в принципе должны оставаться людьми. Несмотря на то, что происходит в мире. Катастрофические события не должны людей менять. Но люди не могут устоять, волей-неволей они все-таки меняются за счет того, что они получают какие-то серьезные раны душевные, которые их ломают».

Евгения Водолазкина критики упрекают в отсутствие патриотизма: разве правильно писать о задетых чувствах нацистского солдата? Но повесть как раз о том, что война – это яд,  который уродует личность каждого, кто в нее вовлечен. Ральф, потеряв на войне правую руку, все же предал друга земле на кладбище Мюнхена. Там же, в Мюнхене, он выполнил еще одно обещание – женился на Эрнестине. Но даже спустя 60 лет он не может спокойно уснуть, перебирает осколки воспоминаний в голове и наконец снова возвращается в Россию, чтобы задать себе множество вопросов, на которые так и не получит ответа.