Агата Кристи говорила, что находит сюжеты своих детективов за мытьем посуды:
«Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве».
Кристи жила в те времена, когда могла подчеркнуть, что она – женщина в литературе. С тех пор многое изменилось, но литература во многом остается мужской.
Если оставить в стороне поэзию, то заметнее всего успехи женщин в легких жанрах. Прежде всего это детская, вернее — сказочная литература. От Астрид Линдгрен до Джоан Роулинг, у нас можно выделить Софью Прокофьеву. И, конечно же, мелодраматический роман, где, пожалуй, Маргарет Митчелл ближе остальных подошла к тому, что можно назвать кубком большого вызова. Встать на одну ступень пьедестала с Достоевским, Прустом, Фолкнером.
Со всем уважением, но вызов остается актуальным. А пока писательницы разных стран продолжают игру, хоть литература не спорт, наша подборка самых ярких моментов женской лиги.
Марта Бреен и Йенни Юрдал, «Свобода, равенство, сестринство»
Все еще думаете, что 8 марта – это праздник весны, повод поздравить милых дам? Тогда мы идем к вам! Вот с этим комиксом. 150 лет борьбы женщин за свои права от времен, когда не позволялось голосовать, зарабатывать, получать образование или распоряжаться собственным телом, до эпохи #metoo. Только факты и картинки. Создали комикс молодые норвежки Марта Бреен и Йенни Юрдал. И уже собрали с ним ворох наград.
Адриана Трижиани, «Поцелуй, Карло!»
Это тот случай, что называется, «во-первых, это красиво». К тому же красива не только обложка, но и то, что под ней. «Поцелуй, Карло!» – семейная сага с широкой географией. От романтичной деревушки в Северной Италии до шумных улиц Филадельфии. Страсти, фамильные секреты, любовь и… Шекспир, пьесы которого здесь идут контрапунктом. Пусть это женская беллетристика, зато Адриана Трижиани в ней королева!
Евгения Некрасова, «Калечина-Малечина»
У Малыша был друг Карлсон. У героини романа Евгении Некрасовой, третьеклассницы Кати – только Кикимора. С такой союзницей девочка пытается продраться сквозь серые будни: жизнь в «панельке», школу, в которой никому не нужна, и осознание того, что «только радости впереди» точно не будет. Книгу Некрасовой называют «новой московской мифологией», имя этой молодой писательницы стоит запомнить.
Роберт Гэлбрейт, «Смертельная белизна»
В женщине должна быть загадка. В этих двух их предостаточно. Именем Роберта Гэлбрейта прикрывается «мама» Гарри Поттера Джоан Роулинг. «Смертельная белизна» – четвертый ее детектив об одноногом и пьющем сыщике Корморане Страйке. Расследование для Роулинг – лишь повод создавать свои объемные миры, только теперь без волшебных палочек.
Тана Френч, «Тайное место»
«Всегда обманывай ожидания людей – это держит их в тонусе», – пишет Тана Френч. И так поступает в романе «Тайное место». Думаешь, перед тобой герметичный детектив, где убийство совершает нежный цветочек из элитной школы для девочек, а получаешь грустный роман о первой любви и дружбе, которые должны были быть навсегда. Из-за писательской спины Френч явно выглядывают Джеффри Евгенидис и Донна Тартт.