Самый модный и, кажется, совершенно неутомимый дирижер России Теодор Курентзис вновь приехал в Петербург. Для того, чтобы стать участником празднования 100-летия БДТ имени Товстоногова. Сегодня на сцене театра он представил хоровую оперу Tristia.
Это произведение о природе свободы и несвободы, потому в нее вошли тексты тюремных заключенных. От профессиональных писателей – Мандельштама и Шаламова – до наивных самоучек.
Главное торжество, посвященное вековому юбилею БДТ, состоялось накануне. «Воздухоплавание и применение его к передвижению аэростатов свободных и несвободных по желаемым направлениям», – вот так витиевато назвали сценическое действо, рассказывающее об истории театра. В его нюансах и смыслах разбиралась Дарья Патрина.
Любой юбилейный вечер сравним с тяжелой авиацией. На борту необходимо нести груз истории, биографии легенд, воспоминания о вехах, поздравления, цветы и праздничные телеграммы. Такой полет не всегда бывает захватывающим, высоким и быстрым. Впрочем, БДТ удалось избежать перегруза.
Авторы сценария Андрей Могучий и Виктор Крамер изящно оттолкнулись от исторического факта о том, что первое здание театра было построено на деньги графа Антона Апраксина, мечтавшего о воздухоплавании. И весь вечер юбилейное действо словно парило над столетней историей БДТ.
Первый худрук БДТ Александр Блок, художники, работавшие в театре в разное время, 30-е годы и репрессии, война и блокада, драматурги, эпоха Товстоногова. Исторический маршрут был проложен точно. В процессе подготовки сценария в библиотеке БДТ обнаружились кадры, снятые когда-то для фильма «Сегодня – премьера» о спектакле Товстоногова «Три сестры». Эти кадры уникальны, но сохранились без звука.
Юбилейный полет – приятный как на воздушном шаре в хорошую погоду – был завершен монологом о неотвратимости рождения нового. В этот момент из-за сцены, через сцену и прямо в зрительный зал медленно влетела прозрачная семиметровая фигура младенца. Словно воплотившая в себе пока еще вызывающую для многих визуальность нового БДТ.
Впрочем, этим стенам повезло. История, бурлившая здесь все 100 лет, была легендарной. Забыть ее нет и не будет никакой возможности. И даже гигантская архитектурная конструкция, нагло вторгшаяся в пространство БДТ и названная «театром будущего», в котором невозможно понять, где именно находишься, по сути лишь продолжение традиции смелых экспериментов в духе театра.