Почти по Пушкину – в Русском музее красота пышного увяданья. Выставка «Осень русского средневековья» – в багрец и золото одетые иконы и утварь XVII века. Драматичный даже для русской истории ее переломный момент – на времена смут, бунтов, ополчений и реформ приходится закат русской иконописи. Византийскими глазюками глядят в самую душу изможденные лики древних мастеров. Ну, а позже, в новые времена, иконописцы уже не чураются гедонизма. В библейских сюжетах нарядность и декоративность, и все больше и больше проявляется личность автора. Множество имен, 500 работ. Многие из которых посетители увидят впервые.

Специально для выставки реставраторы музея «раскрыли» – то есть отреставрировали – около полусотни творений из собрания музея. Одним из первых к сакральным ценностям причастился Виктор Высоцкий.

«Осень Средневековья» – назвал свою книгу известный голландский культуролог Йохан Хёйзинга, в которой он анализирует процессы в духовной жизни последних двух веков Средневековой Европы – процессы мутации религиозных ценностей и форм жизни. Красивый образ Хёйзинги пригодился для названия выставки в корпусе Бенуа. И хотя в России Средневековье было как и в Европе, но у нас оно и его осень были все же несколько другими. 

Выставка разместилась в четырех залах, хотя первоначально ее задумывали аж на шесть. Все экспонаты – из собрания музея, «гостей» нет. Основная задача экспозиции – показать XVII век во всем многообразии. Впрочем, кроме хронологического принципа в основу организации выставки положены и некоторые другие. 

Выдающийся русский мыслитель Павел Флоренский был в свое время против того, чтобы предметы церковного искусства выставлялись в музее. «Храмовое действо создает синтез искусств», – утверждал он. Однако кое-что в музее и, в частности, на этой выставке становится более очевидным. Например, гомогенность русской культуры XVII века: мы видим, как одни и те же сюжеты, мысли, образы, эмоции находят отражение в разных видах искусства. На выставке можно рассмотреть то, что не видно было в храме – обратную сторону иконы, например. Также авторы экспозиции сделали наглядным для зрителя то, как влияло западное искусство эпохи барокко на современное ему русское.

Русский XVII век с его смутой, самозванцами, сменой царской династии, расколом, поворотом к Западу   –  благодатный материал для долгих разговоров, но также и прекрасное поле для зрительного познания. Драматизм века оказал влияние на личность, которая торопится теперь заявить о себе – в развитии портретности, в насыщенной сюжетности житийных икон, в появлении лиричности в трактовки библейских сюжетов и даже в попытке выстроить индивидуальные отношения с Творцом.

Столь яркое столетие названо осенью. Это наталкивает на размышление: в каком времени года существуем тогда мы сегодня?