«Создавать на экране романтизм смерти, романтизм войны – отвратительное и недостойное мужчины дело», – как-то сказал режиссер, а ныне и мастер курса в Кабардино-Балкарском университете Александр Сокуров.
Сегодня ученики Сокурова один за другим штурмуют международные кинофестивали и, кажется, заветам мастера следуют беспрекословно. Тому пример: режиссерский дебют Александра Золотухина на «Берлинале» – картина «Мальчик русский». По сюжету деревенский парень Алеша попадает на фронт Первой мировой, во время газовой атаки теряет зрение и поступает на службу «слухачом» на аудиолокатор. Но интересно не столько содержание фильма, сколько его форма.
Постановщикам удалось добиться зернистого изображения, имитирующего пересвеченные и поцарапанные фотографии столетней давности. Лейтмотивом звучит Третий концерт Рахманинова, актеры в большинстве своем – непрофессионалы. В исполнителе главной роли создатели фильма искали внутренней зрелости и детской непосредственности. И нашли 16-летнего парня в одном из детских домов Петербурга. В Берлине картину приняли тепло, а вот наш зритель пока в ожидании премьеры.
Александр Золотухин,режиссер: «Мы ставили перед собой задачу рассказать эту историю с единственно возможной интонацией, которая может быть по отношению к людям, к солдатам, ежедневно рискующим своей жизнью. Это интонация уважения и сочувствия. Потому что война – это отвратительно жестокое явление, которое высвечивает самые низменные качества человека. Но при этом война – это те экстремальные обстоятельства, которые позволяют раскрыться и самым благородным качествам человека. Они как лакмусовая бумажка, которая ярче проявляет эти качества на фоне ужаса и страдания, смерти».