Нечто печальное несет все себе эволюция. Это не только появление новых, но и неизбежная гибель старых форм.
Уходящая натура. Мало кто заметил, как безвозвратно ушли в прошлое радиопостановки «Театр у микрофона». И вместе с ними точно так же стали историей телеспектакли.
Жанр долгие годы был визитной карточкой Ленинградского телевидения. Мало того, само понятие телевизионного театра появилось в нашем городе и его создал режиссер Давид Карасик.
100-летие со дня рождения мэтра отметили накануне в Учебном театре на Моховой. Ученики, соратники, актеры, многие из которых сами давно уже признанные авторитеты, вспоминали его работы и его самого. На вечере памяти побывала Катерина Картузова.
«Режиссура – это не профессия. Это образ жизни». С этих слов начинал свои лекции в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии знаменитый педагог Давид Карасик. Попасть к нему на курс значило выиграть счастливый лотерейный билет в профессию. В своей методике преподавания он соединил московскую театральную школу с ленинградской.
Леонид Мозговой,заслуженный артист России: «Главное, что объединяет нас, это школа. Наш общий педагог Зон, с которым Карасик стал преподавать на нашем курсе, мы были первые у него в наборе. У Зона были последние. Эта школа идет от Станиславского».
Как утверждают ученики Карасика, Давид Исаакович обладал уникальным даром: он работал не просто с человеком, он работал с его душой. Благодаря ему страна узнала Сергея Юрского, Наталью Тенякову, Олега Басилашвили.
Борис Гершт,режиссер, заслуженный работник культуры России: «У Карасика был еще свой педагог, настоящий, внутренний, который умел раскрывать артиста. Его прелесть была еще и в том, что он открывал актеров. Он брал молодых ребят, которые у него заканчивали, они стали у него играть, в той же «Кровавой свадьбе». Вот Нина Василькова, которая играла мать. Она актриса была комедийная в Театре Ленсовета. Он ей дал вот эту трагическую роль. Вот это умение открывать в артисте то, чем он меньше всего занимался, это был Карасик».
А еще Давид Карасик основал новый жанр – литературный телевизионный театр. За 40 лет работы на телевидении он поставил 70 спектаклей. Его постановки «Большая кошачья сказка», «Баня», «Старосветские помещики» актуальны и сегодня.
Ефим Каменецкий,народный артист России: «Мне приятно, что им сейчас интересуются. Такое впечатление, что он жил совсем по-другому. Он больше хотел жить в тени, нежели на свету прожекторов. Это удивительный человек, удивительный».
На протяжении всей жизни Давид Исаакович вел личный дневник, в который записывал свои наблюдения, которые позже использовал в постановках. Это был его режиссерский метод.
Александр Мелентьев,заведующий кафедрой режиссуры телевидения РГИСИ: «Таинственная и необычная у него была тетрадь. Он все время вел дневник. Рабочую тетрадь он вел неожиданно очень. Можно было открыть ее, и там могли быть надписи вдоль страницы, а потом вдруг поперек рисунки, эскизы. Он мог остановиться, увидеть что-то, зарисовать. Заборчик, куст, композицию».
В дневнике он оставил заповедь своим многочисленным ученикам: «Режиссуре научить нельзя, а научиться можно». Он учился этому всю жизнь, потому что режиссура и была его жизнью.