О новейших разработках для борьбы с последствиями стихии и сложностях их внедрения в Санкт-Петербурге — репортаж Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук, ведущий: «А что же наши промышленники? Наши ведущие инженерные умы? Над чем они сейчас работают? Как они помогают городу решить проблему уборки улиц от снега и льда? Ведь мы живём в 21-м веке. Мы, Петербург, строим самые большие в мире атомные ледоколы. Планируем автомобили такие же, как "Тесла". Изобретаем самые современные подводные лодки. Производим самые совершенные в мире ракеты. Это всё делается в Петербурге. Здесь, у нас. На берегах Невы. И что же? Такую мелочь, как решить вопрос с уборкой снега, не можем? Или можем, но не хотим? Где ответ? Евгения Альтфельд продолжит тему».
Машины для чистки снега готовы делать и изобретатели-одиночки, и такие промышленные гиганты как Кировский завод. Для «Пульса города» там организовали показ техники собственного производства. Конечно, не такой масштабный, как парад на Дворцовой в преддверии зимы. Ведь несмотря на собственные разработки, Петербург покупает иностранные тракторы. Эти образцы на 20 процентов дешевле, а благодаря законам по поддержке отечественных производителей, город мог бы сэкономить еще до 15 процентов стоимости.
— Сколько вы машин готовы сделать к следующей зиме?
Денис Стесин, заместитель директора Петербургского тракторного завода: «Я бы сказал как в рекламе — сколько вешать в граммах? Сколько нужно городу? Мы готовы закрыть всю потребность города в таких машинах».
Желтые машины — тяжелая техника, которую удобно использовать на больших пространствах, ковш поднимается и опускается за 10 секунд, в него помещается 4 кубометра снега.
Красные тракторы сделаны специально для городских улиц: габариты, экологичный двигатель, легкость управления. В доказательство — даже мне предложили сесть за руль.
Управление джойстиками, хороший обзор, в кабине, которую хочется назвать, скорее, салоном — есть сетки от солнца и даже кондиционер. А под капотом настоящий табун — 240 лошадиных сил.
Вот кадры испытаний «Кирюши». Хорошо видно, как петербургская машина расправляется с уральскими снежными заносами. Передняя часть трактора меняет геометрию в зависимости от задачи — она может быть клиновидной и расчищать середину дороги, может раскидывать снег по сторонам. Эта техника чистит дороги в Аргентине, Новой Зеландии, на Балканах и в США. Но почему-то не в самом Петербурге. Хотя, казалось бы, что может быть логичней?
Политехнический институт. Целый научный коллектив работает над проблемой петербургских сосулек. В этих камерах испытывают строительные материалы для теплоизоляции чердаков и крыш.
После испытаний влажностью ученые дают официальные рекомендации строителям, можно ли использовать материал для утепления, чтобы на крыше не появлялись сосульки.
Даже на самой утепленной крыше будет появляться наледь из-за солнца. Но и на этот случай есть разработка.
Свое изобретение Глеб Дружинин назвал «Ледокол». Компактная машина, с которой легко справится любой дворник, убирает толстый слой льда за считанные секунды. В основу технологии легли чертежи дедушки Глеба, внук их доработал. И вместе с единомышленниками-инженерами собрал опытный образец.
Глеб Дружинин, изобретатель: «Она не требует инвестиций гигантских, как какие-то роснановские проекты. Это просто железяка, ее надо доработать, привести в симпатичный вид. Это не космическая штука, но она работает. И ее надо использовать. Сегодня, вчера».
«Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше» — строчка из стихотворения Маяковского словно о грядущем перевороте в сфере коммунального хозяйства. Металлическая щетка — жесткая для льда, но бережная для дорогого гранита или обычной тротуарной плитки. После прохода «Ледокола» — ни одной царапины — проверяли даже не мы, а специалисты-реставраторы, которые случайно оказались на месте съемки. Они пришли обследовать гранитные плиты у памятника Ленину на Московской площади. И пока пытались расчистить ледяной каток солью и лопатами, с изумлением наблюдали за работой «Ледокола».
Изобретатель рассказал о технологии, правда без подробностей: чтобы китайцы не украли, волнуется Глеб. Он вложил в разработку все свои сбережения — 2, 5 миллиона. И надеется вскоре запустить «Ледокол» в производство. Розничная цена должна быть не больше 50 тысяч рублей. Осталось немного доработать прототип — пока что ледяную крошку приходится счищать шваброй. Но даже в такой забавной комплектации она бы спасла десятки прохожих от переломов.
Этой зимой многим пришлось прибегнуть к смекалке. Вот такое хитрое устройство для чистки дорог было замечено пользователями интернета. Десятки крутящихся метел — то ли из русской сказки, то ли из знаменитого фильма «Кин-дза-дза». Чем не утопическая гравицапа?
Пока большинство горожан просто жалуется на сосульки и снег, частный бизнес не ждет мифического дворника. Мы обратили внимание на особенный участок тротуара у одного из петербургских баров. Который сильно диссонирует, например, с тротуаром напротив. 2 совковых лопаты и 15 минут до начала рабочего дня. На фоне всеобщего хаоса это действительно выглядит как ноу хау.
— То есть такой чистейший тротуар — это всего лишь 2 лопаты?
Захар Миненко, управляющий баром: «Да, всего лишь 2 лопаты и желание людей сделать этот город лучше. Официант, бармен и я вместе с ними, чтобы к 12 часам, когда мы открываемся, все было чисто и красиво».
Как показала зима, таких энтузиастов единицы. Петербургские Кулибины полны идей и замыслов, но без госзаказа их разработки уезжают в другие страны. А Петербург 21 века, родина технологий мирового значения, борется со стихией первобытными орудиями труда.
Юрий Зинчук, ведущий: «И вот я хочу ещё чуть более подробно остановиться на этой теме, которая была затронута в этом сюжете. Но перед этим я хочу показать один документ.
Вот он. Называется этот документ — извещение о проведении Госзакупок. Графа «Способ проведения закупки — открытый электронный аукцион». Наименование — «Закупка техники». Минипогрузчик с фрезой. Модель. Bobcat C-650. То есть это та самая техника, с помощью которой и должны убираться наши улицы зимой. А теперь, внимание, стоимость такого "бобката" — 5 миллионов 310 тысяч рублей. 5 миллионов 310 тысяч рублей.
Для справки. Это стоимость Мерседеса С-класса. Мерседеса! Но более того, для справки, завод, где производятся эти "бобкаты" находится в США. Штаб-квартира в Северной Дакоте.
То есть мы, Петербург — крупнейший промышленный центр страны, для уборки наших улиц закупаем у американцев технику по цене Мерседеса! У американцев, которые против нас ввели санкции. Они нам — санкции. А мы им — миллионы на покупку их американской техники.
А теперь, внимание. Вот давайте вернёмся к этому нашему петербургскому инженеру, который придумал простейшее механическое устройство по сколу льда с тротуаров. Ведь пешеходам без разницы, кто очистит тротуар — дорогой бобкат или обычное устройство, внешне похожее на газонокосилку, стоимостью не 5 млн. рублей, а всего лишь 50 тысяч рублей. Вот наш маленький эксперимент, который иллюстрирует, насколько эффективно можно решить проблему малыми силами и ресурсами. Исходные данные. Одна минута на уборку 4-х квадртатных метров. Смотрим. Время пошло.
А что же наши промышленники? Почему они действительно молчат? И почему не предлагают городу решение, технологическое решение этой проблемы? Вот давайте зададим этот вопрос представителю ассоциации петербургских промышленников и предпринимателей».
Михаил Лобин, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга: «На самом деле, наши питерские предприятия могут очень многое. И если будет такой городской заказ, то, я думаю, и Кировский завод, который может сделать потенциально мини-трактор для уборки тех же самых тротуаров, и малая техника, которая может убирать снег во дворах, такая компания как "Красный октябрь" делает мотоблоки, которые пользуются большим спросом в сельском хозяйстве. Что они не смогут разработать уборочную роторную машину? Могут, безусловно. Только нужен заказ. Без этого, на самом деле, никто не будет ничего делать».
Юрий Зинчук, ведущий: «То есть промышленники могут помочь в решении этого вопроса. Но пока они ждут горзаказа. А кто должен сформировать этот горзаказ? Сколько они будут ждать, пока кто-то придёт и этот горзаказ тебе даст? Но мне кажется, ждать — это слабая позиция. Нужно начинать действовать прямо сейчас. Тем более, силы и возможности для этого есть».