«Россия вас не забудет», «заграница нам поможет». Если честно, то с трудом можно представить нашего соотечественника, который ничего не знает про Остапа Бендера. Герои романа «12 стульев» давно стали народными, образы индивидуальны, говорить про любое воплощение на экране или на сцене – все равно, что пересказывать главы, которые растасканы на цитаты. Тем легче понять, на какой риск пошел Николай Коляда, создав свою инсценировку этого романа.
Главный герой по этой версии – Киса Воробьянинов. Потомственный дворянин, которого лишили всего имущества, сумел-таки выжить, переехал в другой город. Безмерно рискуя, он возвращается на историческую родину и попадается на удочку первого встречного мошенника. Причем обманутым оказывается не только он.
Остап отнимает у старика пальто, деньги, честь, практически порабощая несчастного. Отличие спектакля Коляды в том, что он пытается представить, как бы выглядела вся эта смешная история с точки зрения этого самого «старого дурака». В своей инсценировке режиссер не оставляет ему шанса выжить.
Все действие вертится вокруг Кисы, точнее ? вокруг кис. Сценография спектакля ? это десятки кошек: подушки, игрушки, одна даже на спине у Остапа Бендера. Сам великий комбинатор получился в спектакле совсем другим, не таким, как мы его привыкли видеть в кино.
Знаменитые афоризмы, одесский говор и антураж 1920-х с аутентичными песнями и актуальными лозунгами. Казалось бы, все как задумали Ильф и Петров. Правда, «12 стульев» в стиле Николая Коляды выглядят намного эпатажнее.
Мир Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова соткан из индийских ковров и сари. Но финал трагичен, совсем не в болливудском стиле. Сам Коляда говорит: он никого не собирался шокировать, а делал спектакль для людей. Чтобы смеялись, смеялись, смеялись, а потом заплакали. Это, на его взгляд, и является истинным театром. А вот почему в нашем мире такой стиль выглядит пощечиной общественному вкусу, уже другой вопрос.