В Мариинском театре раздались «неприятные звуки» и «пронзительные диссонансы». Такими словами критики рецензировали премьеру первого концерта для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса.
Тогда, в 1859-м, автор не удостоился даже аплодисментов публики, жаждущей необременительной музыки. Но время все расставило на свои места.
Накануне Денис Мацуев и Валерий Гергиев исполнили два знаменитых концерта ре-минор. После шедевра Брамса периода «бури и натиска» прозвучал Третий концерт Рахманинова.
Кто-то не поленился и посчитал. В этой партитуре — 55 000 нот.
«Не прогулочка с рюкзачком, – как-то пошутил маэстро. – Как на Эверест подняться».
Рекордных высот пианист достигает не только в качестве исполнения, но и в количестве концертов, около трехсот в год. Возможно, один только Гергиев и способен выдержать такой же темп.
Денис Мацуев,пианист, народный артист России: «Каждый концерт с Валерием Абисаловичем – это своеобразная интрига. Потому что мы с ним за эти 14 лет переиграли 34 разных концерта, я имею в виду по композиторам. Мы сыграли сотни концертов по всему миру, но каждый выход на сцену с тем или иным концертом. Для нас с Гергиевым это своеобразная импровизация. И, конечно же, хочется порадовать публику чем-то новым, Брамса мы еще не играли. Первый концерт – мощнейшее полотно брамсовское. Ну а третий концерт Рахманинова – это наш лейтмотив с Валерием Абисаловичем, с которым мы записали в 2010 году, и с тех пор в Петербурге не играли. Вот девять лет этому удивительному произведению».