В Петербурге проходит 18-й Новогодний джазовый фестиваль. В этом году его посвятили тридцатилетию филармонии джазовой музыки.
С чего все начиналось, и как удалось отвоевать именно эту сцену, которая уже стала исторической для филармонии, расскажет корреспондент Татьяна Баженова.
Он всегда строг. Своим музыкантам Давид Голощекин ошибаться не позволяет. А как иначе руководить единственной в России джазовой филармонией? Легендарная сцена отмечает юбилей — 30 лет на службе у утонченной интеллектуальной музыки. За эти годы изменилось многое, но только не их любовь к этому виду искусства.
ДАВИД ГОЛОЩЕКИН,народный артист России: «Для того, чтобы пропагандировать джаз, для того, чтобы представить джазовое искусство людям. Кто полюбил навсегда, кто-то, может, и нет. Ведь кто-то любит Бетховена, а кто-то — Шнурова».
Идею создать место, где играли бы только джаз, да еще и с петербургским акцентом, Давид Голощекин вынашивал долго. Реализовать смелый замысел стало возможно только незадолго до перестройки. Помощь музыкантам тогда оказала заместитель председателя исполкома горсовета народных депутатов Валентина Матвиенко. Доходный дом Кузнецова на Загородном проспекте в советские годы занимал кинотеатр. Как только он опустел, появилось много желающих быть хозяевами роскошного здания.
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,корреспондент: «На здание на Загородном проспекте претендовали ресторан и сразу несколько театров. Джазу удалось выиграть эту гонку благодаря интересной особенности. На этой площадке нет кулис, что категорически не подходит театральным коллективам. А вот для джазовой филармонии отсутствие кулис вообще не проблема».
Когда вопрос с новыми обитателями был решен, встала другая проблема — как приспособить бывший кинотеатр под современный концертный зал? Джазменам пришлось своими руками строить будущее ленинградского джаза.
СТАНИСЛАВ СТРЕЛЬЦОВ,барабанщик, заслуженный артист России: «Вот мы стали доски таскать, разламывали, включились в эту работу. И постепенно зал стал приобретать нормальный вид. Мы здесь помогали строителям. Во-первых, быстрее, а во-вторых — нам в то время и делать было нечего».
Но работа появилась мгновенно, как только открылся джазовый центр. Именно так изначально назвали пространство. И уже после Давид Голощекин переименовал его в филармонию. В конце 80-х и солидных клубов-то не было. Среди ленинградцев открытие филармонии вызвало ажиотаж. Шли даже те, кто слышал слово джаз впервые.
ДАВИД ГОЛОЩЕКИН,народный артист России: «Сюда приходили все, кому не лень. Они даже сидели в вестибюле, по глупости туда в ту пору поставили диваны. Мы удивлялись, что ползала сидит слушает, а половина — даже не заходит. Говорили: «А нам слышно». Но постепенно люди такие отсеялись».
Давид Голощекин запустил два ежегодных события — «Свинг белой ночи» и Новогодний джазовый фестиваль. Именитых солистов, которых встречала эта сцена, тоже не счесть. Кстати, в филармонии родилось немало собственных коллективов, которые уже заслужили признание.
КИРИЛЛИ БУБЯКИН,солист Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, руководитель Jazz Philarmonic Orchestra: «Мне кажется, у нас только все начинает вставать на ноги в плане джаза. Мы все время готовим новые проекты, к нам приезжают различные солисты из Европы и Америки. Кстати, они все очень удивляются, что здесь есть такое прекрасное место, где звучит джаз».
Спустя 30 лет бессменный руководитель признает — в городе на Неве выросло несколько поколений людей, чей вкус воспитала джазовая филармония. Отмечать юбилей музыканты будут традиционно на сцене. В эти дни проходит Новогодний джазовый фестиваль. Поздравить филармонию приедут джазмены из Финляндии и Америки. А, главное, на сцену выйдут те, кого по праву можно назвать пионерами ленинградского джаза.