275 лет со дня основания отмечает Императорский фарфоровый завод. Сегодня это современное предприятие, мастера которого сумели пронести сквозь века лучшие традиции.
В ассортименте около четырех тысяч наименований изделий. Завод выпускает не только повседневные сервизы и памятные сувениры, но и парадные сервизы и вазы. Подробнее расскажет корреспондент Мария Евсюкова.
Через руки одного контролера за день проходит почти 2800 чашек. На императорском фарфоровом заводе все сотрудники работают в перчатках и напальчниках. От нешлифованной посуды кожа стирается.
ТАТЬЯНА САЛИХОВА,контролёр-упаковщик: «Ландыш» называется чашка. Вот мы ее бракуем — прокручиваем и смотрим на дефекты. Хорошая кружка. Вернее чашка, это не кружки, это чашки».
Отличается чашка от кружки многообразием форм и толщиной стенок. На производстве костяного фарфора — полтора миллиметра. Это на треть тоньше, чем у англичан. Советские умельцы обошли создателей на миллиметр. Но изделия напоминали пластмассу.
Неизменным остался рецепт русского белого золота. Хотя при отливке и до первого обжига оно серое.
ЛЮДМИЛА ЮЖАКОВА,отливщик фарфоровых изделий: «Жидкий фарфор. Заливаем на стенку воронки до конца. Оставляем на пару минут. У нас очень маленькое изделие. Нам достаточно две — три минуты. У нас наберутся стенки изделия».
15 минут, и львенок готов. Отливщик замывает швы и оставляет изделие сушиться. Через сутки фигурку отправят на первый обжиг. В печи фарфор становится меньше на 13 процентов. Дальше роспись.
МАРИЯ ЕВСЮКОВА,корреспондент: «На Императорском фарфоровом заводе 65 процентов производства — ручной труд. Для сравнения, в Азии — 10 процентов. Наши мастера не только душу вкладывают в свои работы, но и фантазируют. Например, опытные художники эскизы не делают, сразу расписывают. Я решила подстраховаться».
За 275 лет завод пережил девять императоров, блокаду, революции, кризисы. И каждое событие отражалось в сюжетах росписи фарфора. К очередному юбилею уже практически готовы эскизы подарочных тарелок.
НЕЛЛИ ПЕТРОВА,главный художник Императорского фарфорового завода: «Мы оттолкнемся от этого эскиза. Единственное, мы «275 лет» немного отработаем. Сделаем ее более современной. Может быть, появится еще какой-нибудь борт. Тарелка размером будет немного поменьше. Эту тарелку получит каждый сотрудник завода».
Восстановить решили и серию статуэток «Народности России».
До революции завод работал исключительно для семьи Романовых. Получить в дар вазу или сервис придворные считали знаком особого расположения государя. Теперь хрупкое золото имперской России доступно практически каждому.