На этой неделе в российский кинопрокат вышла голливудская версия нашумевшей французской комедии «1+1» про дружбу миллионера на инвалидной коляске с парнем из гетто. «Хорошая история, кто ж спорит, но ведь опять ремейк», – возмущаются критики. Но ремейки – бич не только нашего времени. В начале XIX века Вальтер Скотт написал роман «Ламмермурская невеста». По его мотивам вскоре было создано несколько разных опер. Так, к примеру, знаменитый Ганс Христиан Андерсен написал либретто «Ламмермурской невесты» по заказу датского композитора Бредаля. Но в оперную историю вошла другая версия – «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти.
К слову о ремейках, чуть позднее он сам сочинил еще и французскую версию своей оперы. Но хватит истории, давайте про день сегодняшний. «Лючия ди Ламмермур» – самая свежая премьера Мариинского театра. Новую постановку увидела Дарья Патрина.
«Лючия ди Ламмермур», сюжет которой прочно опирается на повесть Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», – классическая мелодрама. Мелодичная предтеча мыльных опер. Любовь, страдания, предательства и раскаяния. Впрочем, не столько сюжет, сколько музыка Гаэтано Доницетти сделала эту оперу одной из самых популярных в мире. Вершина стиля бельканто – так о ней говорят, и партия Лючии вот уже два века остается одной из самых желанных партий для сопрано.
На сцене Мариинского театра Лючия ди Ламмермур появляется не в первый раз. Накал оперы созвучен художественному темпераменту Валерия Гергиева. И все же впервые события оперы отнесены так далеко по времени от первоисточника. Они не рифмуются с современностью, костюмы четко напоминают о первой половине XX века и эпохе ставшего модным тогда психоанализа, а сценография обращается к эстетике раннего хоррора.
Андреа Де Роза,режиссер: «Для меня история Лючии тесно связана с трудами Фрейда и исследованиями бессознательного. А фильмы Хичкока всегда балансируют на грани реальности и ухода в какой-то кошмар. Лючия — хрупкая юная девушка в ужасных обстоятельствах. Когда я работал над этой оперой, я постоянно вспоминал «Птиц» Хичкока, когда хрупкие существа становятся грозной силой…»
Андреа Де Роза поставил для Мариинского третий спектакль. И несмотря на отсылки к Хичкоку и Фрейду, с оперой великого соотечественника режиссер обошелся более чем деликатно. Да, свадебное платье Лючии выглядит как смирительная рубашка, но в остальном за лесом декораций читается первоисточник. Завораживающие ноты главной героини, эффектные хоры и полные драматизма мужские партии в исполнении Владислава Сулимского и Евгения Акимова – «Лючия ди Ламмермур» определенно встанет в ряд удачных репертуарных приобретений Мариинского театра.