Фарфор – изначально материал аристократичный, хрупкий и хранящий какую-то тайну. Вспомнить хотя бы историю его появления. Но с ходом времени получивший и другие эпитеты, например, агитационный.
Все эти же грани можно найти и в судьбе выдающегося художника Рудольфа Вильде, работавшего с фарфором. Тонкий мастер, о биографии которого мало что известно. Поработавший на пропагандистскую машину молодого советского государства, но оказавшийся хрупким под ее колесами, как и многие другие в те годы. В Государственном Эрмитаже открыли выставку Рудольфа Вильде «Фарфор, стекло, графика». Лана Конокотина расскажет о ней подробнее.
Лана Конокотина,корреспондент: «Выставку Рудольфа Вильде, как собственно и жизнь, и творчество художника, условно можно разделить на две большие части. За моею спиной вечная классика и изысканный модерн. А здесь – серпы и молоты. И тревожно пляшущие буквы, агитирующие за уже победившую бескомпромиссную и неумолимую новую реальность».
1917-й прошел роковым разломом по судьбам большинства творцов. Но Рудольф Вильде – один из немногих, кто смог реализовать себя и во времена Романовых, и в эпохе советской. С 1905 года, почти три десятилетия, он руководил художественными мастерскими легендарного фарфорового завода города на Неве. Выпускник Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Вильде был первоклассным художником. Собственноручно он почти никогда фарфор не расписывал, но, создавая эскизы на бумаге, всегда очень хорошо чувствовал специфику фарфора и стекла.
Ольга Баранова,главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: «Рудольфу Вильде принадлежит такая очень интересная линия в декорировании предметов из фарфора. А именно – роспись полихромными цветными эмалями. Это достаточно трудоемкая техника. Потому что эмаль довольно тягучая. И чтобы ее ограничить, надо довольно часто использовать тоненький золотой контур вокруг какого-то элемента декора».
Вазочка с любимыми художником райскими птицами – одна из ранних работ. В свое время она оказалась в числе избранных изделий, ежегодно подносимых заводом императорской семье на Рождество.
Лана Конокотина,корреспондент: «Ну а здесь, то, что мы видим, это просто классика революционного фарфора. Мне интересно: Рудольф Вильде был одним из тех, кто попал под «романтику» революции? Или это для того, чтобы выжить элементарно?»
Ольга Баранова,главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: «Вы знаете, это очень сложный вопрос. И боюсь, мы никогда не узнаем ответа на него такого, правильного. Дело в том, что вообще о жизни Рудольфа Вильде известно очень мало, очень скудно».
Человек, о биографии которого почти ничего неизвестно, кроме общих сведений, оставил после себя много прекрасных произведений. Скажем, в агитационном фарфоре, вслед за Сергеем Чехониным, Вильде начал активно использовать различные шрифты.
Ольга Баранова,главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: «Что еще для него характерно – это сочетание необычное всевозможных инструментов. Тут мы можем увидеть и плуги, и ножницы, и лопаты, и клещи, и шестерни».
Ко всему этому набору инструментов художник часто добавлял свои любимые цветы. Или символ знания – книгу. Когда же революционные годины миновали, в его творчестве вновь стали появляться сказочные сюжеты. Вновь поселились в его работах и «дореволюционные» райские птицы. На этом хотелось бы закончить рассказ. Но, увы… В 1938 году 70-летний мастер стал одной из жертв сталинских репрессий. Его осудили, как и многих. И почти сразу расстреляли. От беспощадной реальности в итоге оказалось невозможно скрыться.