Перезвон колокольчиков ознаменовал приход зимы в Амстердам 1947 года. Для маленького Томаса Врея она станет особенной. Спектакль в БТК — это история-исповедь десятилетнего мальчика, которую он начинает под залп праздничных фейерверков со слов «Вскоре после войны у меня умерла мама…». Премьеру по одноимённой книге Петера ван Гестела «Зима, когда я вырос» студенты режиссёра Руслана Кудашова готовили почти полтора года. Молодые авторы будто намеренно не замечают возрастных рамок и откровенно говорят с юной аудиторией. Трагедия о том, как ребёнок переживает первую встречу со смертью, рассказывается в самой серьёзной форме.
МИХАИЛ КУЛИШКИН,актёр: Мой персонаж Томас Врей — такой сорванец, ругается матом, щипает девочек за икру. Вообще, я не играю здесь героя как такового, я здесь такой повзрослевший писатель, который написал историю о самом себе.
Снующие по городу снежинки то и дело норовят засыпать Томаса, но встреча с Питом Званом, новеньким в классе, растопила снежные оковы. Пит становится ему единственным другом: отец Томаса писатель, всё время погружён в работу, а самая красивая девочка класса равнодушна к воздыхателю.
ДЕНИС КАЗАЧУК,режиссёр: Я наткнулся на картины, скульптуры Альберто Джакометти, швейцарского скульптора и художника. Он как раз жил в это время, в котором развиваются события романа, и у него такие утончённые хрупкие силуэты. Мы вдохновились увиденным, создали декорацию, кукол отталкиваясь от Джакометти.
Дружба с ребёнком из еврейской семьи открыла главному герою страшную правду. Оказалось, жестокость мира не ограничена внутренней трагедией. Она куда шире и может захватывать целый народ, подвергнуть его угнетению, голоду, Холокосту. К финалу драмы на ум приходит неожиданный вопрос: что, если зима всё это время не сковывала, а до последнего оберегала Томаса? Защищала эфемерное ощущение детства от неумолимого взросления, из которого нет пути назад?