«Ничего не знать — это хуже всего». Такие слова произносят героини романа нидерландского писателя Петера ван Гестела «Зима, когда я вырос». У себя на родине Гестел — абсолютная литературная звезда, обладатель множества наград.

Но на все европейские языки переведена только эта его книга. Очень личный роман воспитания. Роман взросления, которое невозможно отложить, так как происходит оно в послевоенной Европе. Эти дети уже знают, что значит потерять близких, знают, что такое антисемитизм, лагеря, но умеют дружить, радоваться и влюбляться. Роман ван Гестела недавно перенесли на сцену Большого театра кукол. На спектакле побывала Анна Лесина. 

Перезвон колокольчиков ознаменовал приход зимы в Амстердам 1947 года. Для маленького Томаса Врея она станет особенной. Спектакль в БТК — это история-исповедь десятилетнего мальчика, которую он начинает под залп праздничных фейерверков со слов «Вскоре после войны у меня умерла мама…»

Премьеру по одноименной книге Петера ван Гестела «Зима, когда я вырос» студенты режиссера Руслана Кудашова готовили почти полтора года. Молодые авторы будто намеренно не замечают возрастных рамок и откровенно говорят с юной аудиторией. Трагедия о том, как ребенок переживает первую встречу со смертью, рассказывается  в самой серьезной форме. 

Михаил Кулишкин,актер:
«Мой персонаж Томас Врей — такой сорванец, ругается матом, щипает девочек. Мы его, наверное, немножко смягчили. Вообще, я не играю здесь героя как такового, я здесь такой повзрослевший писатель, который написал историю о самом себе». 

Снующие по городу снежинки то и дело норовят засыпать Томаса, но встреча с Питом Званом, новеньким в классе, растопила снежные оковы. Пит становится ему единственным другом: отец Томаса писатель, все время погружен в работу, а самая красивая девочка класса равнодушна к воздыхателю. 

Денис Казачук,режиссер:
«Я наткнулся на скульптуры Альберто Джакометти, швейцарского скульптора и художника. Он как раз жил в это время, в котором идет событие романа, и у него такие утонченные хрупкие силуэты. Мы вдохновились увиденным, создали декорацию, отталкиваясь от Джакометти».

Дружба с ребенком из еврейской семьи открыла главному герою страшную правду. Оказалось, что жестокость мира не ограничена внутренней трагедией. Она куда шире и может захватывать целый народ, подвергнуть его угнетению, голоду, Холокосту. К финалу драмы на ум приходит неожиданный вопрос: что если зима все это время не сковывала, а до последнего оберегала Томаса? Защищала эфемерное ощущение детства от неумолимого взросления, в которое нет пути назад?