Списки, топы и рейтинги. Декабрь и январь — два месяца, когда их составляет практически каждый. Только успели подвести итоги 2018-го, как уже надо строить планы на 2019-й. Например, планы выставочные. Так, в самом посещаемом музее мира — парижском Лувре — готовится масштабная ретроспектива Леонардо да Винчи.

В Нидерландах 2019-й объявлен годом Рембрандта, по этому случаю тоже запланированы экспозиции. В Пушкинский музей в Москве уже в марте привезут полотна Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. А в петербургских музеях будут свои выставки-блокбастеры. Больше всего, конечно, в Государственном Эрмитаже. Хотя в нем и без временных экспозиций постоянно что-то меняется. Об открытии нового зала ваз расскажет Лана Конокотина.

Лана Конокотина,корреспондент:
«В центре зала – «Топ 20». Лучшее из лучшего! В новых современных витринах, выполненных в стилистике исторических кленцевских витрин, тяжелые античные вазы будто лишились гравитации. И парят в потоках света!»

Кратеры, амфоры, гидрии, килики, скифосы, киафы. Эрмитажное собрание античных расписных ваз – одно из лучших в мире! Но никогда еще свои шедевры музей столь выигрышно не выставлял! 

Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Одним из главных планов развития Эрмитажа последние 20 лет было преображение, реставрация, возвращение в экспозицию всех залов. По существу, весь главный комплекс Эрмитажа отреставрирован, это предпоследний зал. Понадобилось очень много усилий, чтобы его отреставрировать. Потому что его надо было освободить от хранения, от хранителей».

В зале ваз оказались максимально полно представленными две самые крупные, самые важные школы античной вазописи: древнегреческая – «аттическая»; и древняя итальянская  или  «южно-италийская». В отличие от греческих, итальянские вазы в большинстве своем были предназначены специально для погребений.  

Елена Ананьич,заместитель заведующей отделом античного мира Государственного Эрмитажа:
«Это удивительная ваза, она всегда была в запасниках. И мы не имели возможности, к сожалению, ее показывать из-за нехватки места. Посмотрите, алтарь. Вы видите, что над ним горит огонь, от него даже летят искры! Представляете, как это сложно было передать в IV веке до новой эры мастеру, который делал вазу, в сущности, вслепую».

В особую подгруппу музей выделил необычайно колоритные памятники керченского стиля. Их древние греки производили специально на экспорт в Северное Причерноморье, изображая то, что было по вкусу варварам: грифонов, амазонок, различные сражения. 

Анна Трофимова,заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа: 
«В этом зале мы показываем не только сами  вазы, но и еще и историю коллекции. Две вазы были найдены археологами в середине XIX века при раскопке кургана Юз-Оба. Рядышком, на стойке, на гравюре, вы видите изображение – это те самые вазы, которые археолог держит в руках, он только что их нашел». 

Собрание античной керамики пополнялось различными путями. Статус одного из лучших оно получило во времена правления Александра II. Тогда императорский музей стал счастливым обладателем части громадной коллекции итальянского маркиза Джанпьетро Кампаны –  знаменитого предпринимателя, банкира, мецената, филантропа, археолога, личности легендарной и очень противоречивой.

Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа:
«Он проворовался. И его коллекцию продавали. И за нее бились Россия и Франция, Лувр и Эрмитаж. А именно Александр II и Наполеон III. И мы тогда ее разделили пополам. И когда коллекция приехала в Эрмитаж, это была целая операция: как ее выгружали, располагали».

Прекрасным эпилогом к рассказу об эрмитажном собрании античных ваз могли бы стать строки Валерия Брюсова: «Как стих божественной поэмы, как вечно ценные алмазы, гласят раздробленные вазы. Что их творец хотя б на миг все тайны вечности постиг».