В гостях у программы «Хорошее утро» Виталий Кантор, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, директор ресурсного учебно-метадического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья РГПУ им. Герцена.
николай растворцев,ведущий: Виталий, расскажите об основных направлениях деятельности центра, коль скоро вы являетесь его директором? Как он появился? На что обращаете внимание при работе?
Виталий Кантор,доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ: В последние годы, после того, как в стране были приняты меры нормативно-правого характера, количество инвалидов, обучающихся инклюзивно в вузах общего назначения, значительно увеличилось. Понятно, что это потребовало системных решений. Одним из них стало создание сети ресурсных учебно-метадических центров. Они были созданы на базе 16 ведущих вузов страны с тем, чтобы охватить всю территорию Российской Федерации. Самый восточный работает в Хабаровске на базе Тихоокеанского Государственного Университета, а самый западный — на базе РГПУ им. Герцена. Мы стали единственным представителем высшей школы Петербурга, который вошёл в эту сеть.
николай растворцев,ведущий: Что поменялось в вузе?
Виталий Кантор,доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ: Мы прежде всего стремились создать платформу профессионально-общественной коммуникации для того, чтобы совместными усилиями представителей органов власти, сми, общественных организаций инвалидов, образовательных организаций создать ту почву, на которой семена инклюзии, которые сеются в дошкольной и школьной среде, прорастали. Чтобы образовательная пирамида была целостной и завершённой. Задача этих центров — связать воедино и выстроить вертикаль от дошкольных профориентационных занятий до выхода на рынок труда, поддерживаемое трудоустройство и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью. Вот сверхзадача.
александра емельянова,ведущая: Какая же помощь студентам по окончанию вузов оказывается уже сейчас?
Виталий Кантор,доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ: Речь идёт не только он наших студентах, но вообще — вузовской системы региона. Мы свою задачу видим в том, чтобы на одной площадке, виртуальной или реальной, свести всех участников: выпускников, работодателей, социальных предпринимателей, представителей органов трудоустройства, чтобы они познакомились друг с другом. Потому что зачастую, это звенья разорванные. Наши исследования показывают, что далеко не все выпускники находят работу по специальности. При том, что Санкт-Петербург и Ленобласть — регионы благополучные в отношении безработицы, у нас один из минимальных процентов по стране. И работает квотирование мест. Но парадокс в том, что для выпускников вузов гуманитарного профиля в рамках этой процедуры квотирования должного количества рабочих мест, которые бы устраивали выпускников по уровню квалификации не хватает.
Еще одна наша задача — просвещение потенциальных работодателей в вопросах взаимодействия с инвалидами. Они сами признают, что их информированности недостаточно, что того уровня взаимодействий, к которому мы стремимся.
николай растворцев,ведущий: А есть ли социально ответственные предприятия и предприниматели, которые сами к вам обращаются?
Виталий Кантор,доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ: Да, безусловно. И крупные компании к нам приходят. Некоторые даже сами тренинги проводили с ребятами, как готовить резюме, как проходить собеседование. Есть ещё проблема профориентации. Мы обследовали более 200 старшеклассников из наших специальных школ, и выяснилось, что только треть из них знает, что они будут делать дальше в плане профессионального образования. Кроме того, они общими усилиями смогли назвать всего 5-6 вузов. Их представления далеки от полноты того, что предлагает город.
александра емельянова,ведущая: Вы за инклюзивное образование?
Виталий Кантор,доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ: Безусловно. Если мы хотим построить инклюзивное общество, которое будет готово объединиться на основе принятия особенностей каждого и уважения к ним, тогда иного пути, кроме как построения инклюзивного образования, у нас не существует.