Развитие электрического транспорта как самого экологически безопасного стало приоритетом в Стратегии социально-экономического развития города.
К 2021 году в Петербурге должен появиться собственный завод по производству подвижного состава. Его создание уже обсудили с известной швейцарской компанией.
А на этой неделе «Горэлектротранс» представил новую модель учебного трамвая. Первый урок в передвижном классе дали и журналистам. Вагон оборудован шестью видеокамерами и монитором для показа учебных материалов.
Запуск такого трамвая еще раз доказывает, что у этого вида транспорта в Петербурге есть будущее. Репортаж Марии Марченко.
Один из символов города — трамвай — переживает непростые времена. Сегодня его выбирают те, кому спешить некуда. Пути то и дело занимают автомобили. А если произойдет ДТП, ждать в пробке придется и вовсе часами.
ЭЛЕОНОРА ШАБАРОВА,доктор-инженер, доктор географических наук: «У нас на Марата ходило 5-7 маршрутов, интервал был 5-7 минут. А сейчас 40 минут. Кому нужен такой трамвай? Наш трамвай теперешний не решает проблемы, а провоцирует их. А его скорость? Скорость пешехода 6 километров в час».
Между тем развитие электрического транспорта как самого экологически безопасного объявлено приоритетом в Стратегии социально-экономического развития города. К 2021-ому году в Петербурге должен появиться собственный завод по производству подвижного состава. Его создание на этой неделе обсудили с известной швейцарской компанией.
То, что подвижные составы устарели, признают не только пассажиры. Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин сообщил: уже сейчас нужно заменить двести трамваев и еще шестьсот — в ближайшие годы.
Помочь в этом должен вагоностроительный завод, переговоры о создании которого в Петербурге ведутся. А пока Горэлектротранс модернизирует уже существующий транспорт.
МИХАИЛ ОКУЛОВ, водитель-наставник учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс»: «Мы подготавливаем вагон только к пуску. Мы начинаем включать силовые двигатели. Мы же поедем вперед, нажали вперед».
Привычную модель трамвая ЛМ-99АВ «Горэлектротранс» собственными силами превратил в учебный. В этой «Пчелке» — такое имя вагону дали специалисты — парты, доска и преподаватель. Система моделирует любые неисправности, которые могут случиться в пути. Шесть видеокамер — внутри и снаружи — ведут непрерывную запись урока. Потом легко устроить разбор полетов».
АЛЕКСЕЙ ТУРГЕЛЬ, водитель-наставник учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс»: «Можно снять запись и прокрутить на большом экране, показать, что тут ты действовал не так. Тут не ты управлял вагоном, а я за тебя».
Учебно-курсовой комбинат «Горэлектротранса» выпускает 250 водителей, в том числе для электробусов. Они вытесняют трамваи с городских улиц. Пустить такой троллейбус с автономным ходом в удаленном от метро спальном районе кажется дешевле и быстрее, чем тянуть рельсы.
Но эксперты по общественному транспорту другого мнения. В долгосрочной перспективе трамвай оказывается выгоднее. Его легко масштабировать, добавляя вагоны. Но скорость и точность интервалов движения невозможны без приоритета этого вида транспорта над другими.
ДМИТРИЙ БАРАНОВ, транспортный инженер лаборатории «Оптимальные транспортные системы» университета ИТМО: «Бывает, когда очень узкая улица, и невозможно никак сделать выделенную линию. Тогда есть способ обеспечить приоритет светофорного регулирования, то есть когда трамвай подъезжает, ему загорается зеленый. В большинстве случаев выделенную линию сделать можно. И опыт Москвы это подтверждает. Или делать разметку. Кажется, это неэффективно, но когда устанавливаются камеры и люди получают штрафы, это начинает работать».
Первые трамваи — так называемые конки — в Петербурге появились в 1860-х. Вагоны тянули лошади. Скорость всего 8 километров в час — чуть быстрее пешехода. Их владельцы долго сопротивлялись электрификации нового вида транспорта. Поэтому рельсы проложили… по льду Невы. А уже в 1907-ом началось устойчивое движение. В блокадном городе трамвай стал символом надежды, стойкости и победы.
В 80-х годах прошлого века Ленинград был настоящей трамвайной столицей, даже попал в книгу рекордов Гиннеса за самые протяженные пути — 600 километров. В 90-х содержать подвижной состав денег не было, да и приоритеты изменились. Линии постепенно демонтировали, особенно в центре города. В 2010-ом трамвай исчез и с Театральной площади.
Сейчас все чаще говорят о «ренессансе» трамвая. Обновляют пути, закупают новые вагоны. Перспективность транспорта доказывает Чижик — первый частный трамвай. Зеленые составы возят жителей Красногвардейского района от Хасанской улицы к Ладожскому вокзалу за 13 минут — вдвое быстрее, чем аналоги.
Создатели проекта не исключают, что в будущем такие выделенные линии и скоростные составы появятся и в других районах города, где они могут стать альтернативой метро, строить которое в нашем городе долго и дорого.