Владимир Кошелев,хранитель коллекции музыкальных инструментов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:
Первое письменное свидетельство упоминания о балалайке датируется 16 июня 1688-м годом. Это следственный документ, попавший в стрелецкий указ. Случилось это таким образом: два мужика играли в балалайку, пели песни и матерно обложили стрельцов. Те им, видимо, всыпали как следует, взяли их балалайку и отвели в стрелецкий приказ. «Бала-бала-балалайка. Слово тюркское, не так? Словари открой, да полистай-ка. Например, на балалартакмак». Балалартакмак — это детские песни. «Бала» — это ребёнок. Существует две точки зрения. Одна, что мы заимствовали когда-то у тюрков этот инструмент вместе с его названием и вторая — это инструмент исконно русского происхождения. Музей хранит 51 балалайку. Одна из них занимает совершенно уникальную, беспрецедентную позицию. Это опус №102 работы Семёна Ивановича Налимова — балалайка, которую он изготовил в 1902 году для Василия Васильевича Андреева. Работы Налимова являются эталонными до сих пор. Все современные мастера ориентируются на модель балалайки Налимова, так же как все, практически, скрипичные мастера ориентируются и берут за основу конструкцию инструментов Страдивари. Как удалось этому человеку постичь природу этого инструмента, проторив путь изготовления балалайки не на скорую руку, не как инструмента народного музицирования, а инструмента, изготавливающегося на века. Это постичь совершенно невозможно. Дека из мелкослойной резонансно ели, шейка из чёрного дерева, гриф, колковая пластина тоже из чёрного дерева, дно сборное из семи рибок кленового дерева, так же как и скрипичное дно. Как известно на балалайке три струны, но несмотря на это балалайка получилась инструментом, имеющим своё собственное лицо. Её звучание не похоже ни на один другой музыкальный инструмент. Она абсолютно оригинальна, поэтому она и заняла своё неповторимое место в общей музыкальной культуре. Поэтому её любят не только у нас, но и за рубежом.