Что обсуждали, о чем спорили, какие проблемы решали участники форума? Репортаж Евгении Альтфельд.
ТЕАТР
Театральная секция форума — одна из самых обсуждаемых. Взоры служителей Мельпомены обращены к Валерию Фокину, который стал лауреатом престижной Европейской театральной премии — можно сказать, подарок на 50-летие. Режиссер горит новыми проектами, уверен в блистательном будущем петербургского и российского театра.
И тем не менее, критики говорят: прошли те времена, когда люди мерзли у театральной кассы в надежде достать билетик. Классический театр переживает застой.
Жанна Зарецкая: «Наши петербургские театры, давайте посмотрим, какого возраста там руководители. Контракты у них бессрочные, выносить их будут вперед ногами, и пока это происходит, петербургский театр официальный будет пребывать в состоянии стагнации. Товстоногов в свои 70 лет сказал: Я не знаю, как дальше ставить. Изменилось время».
В Петербурге работают десятки театров, у каждого из которого своя публика. Правда, наблюдая художественные приемы современных драматургов, когда в публику летят апельсиновые корки, а актеры раздеваются прямо на сцене, невольно задумаешься: что это — поиск новых смыслов или погоня за кассовыми сборами? Антреприза, в простонародье — чёс, достигла невероятных масштабов.
КИНО И АНИМАЦИЯ
Страна гость форума — Италия, вот чем объясняется фигура золотого венецианского льва, с которым гости делают селфи. Об истории российского кино напоминает скромная инсталляция камеры 70-х годов, режиссерский стул и жестяной громкоговоритель.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Прошли те времена, когда каждая премьера нового фильма вызывала трепет и восторг. На смену великим режиссерам прошлого пришли миллионы интернет пользователей, которые смотрят видеоуроки и том, как снять свое кино на смартфон. И даже претендуют на Оскар. Как, например, петербуржец Дмитрий Калашников, который сделал кино из съемок видеорегистратора. Фильм "Дорога" вошел в лонг-лист Оскара».
В наши дни не появляются мэтры масштаба Тарковского и Бондарчука, естественно старшего. Хотя в последнее время к сфере киноиндустрии — особое внимание. Новость нынешнего форума — в Пскове откроется филиал «Ленфильма». Алексей Учитель верит в будущее киностудии
— Сейчас вот Ленфильм развивается, у нас должна быть мощная фабрика обязательно для того, чтобы это развивалось.
По стране шагает Голливуд, ведь в России пока нет закона о паритете иностранного и отечественного кино в прокате, как это делается в некоторых европейских странах. Впрочем, большинство попыток российских режиссеров, нацеленных на кассовые сборы, сводятся к клонированию американских фильмов. Хотя, чаще это даже не клон, а, скорее, пародия. Как, например, фильм Надежды Михалковой, снятый в жанре голливудского хоррора.
Немного лучше дела обстоят в анимации. Международные эксперты форума знают и любят современные российские мультики, многие из которых переведены даже на китайский. Но сами аниматоры жалуются: бюджетной поддержки не хватает, в год выделяют 1 миллиард, а нужно 2.
В противовес диснеевским принцессам, российские мультипликаторы предлагают добрых персонажей, которые учат добру и уважению. Хотя подмечают общую мировую тенденцию: современные дети не могут смотреть классические мультфильмы.
БАЛЕТ И ТАНЕЦ, МУЗЫКА
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Похоже, в белом зале, где проходит пленарное заседание секции "Музыка", ее ведет Денис Мацуев, нет свободных мест. Что ж, придется постоять».
Уже с первых минут дискуссии понятно: у международного музыкального сообщества схожие проблемы — не многим современным людям нужна классика.
Денис Мацуев: «Последние пару десятилетий то, что показывали по центральным каналам под категорией музыка — к музыке не имеет никакого отношения. Если бы не наша Филармония знаменитая, может быть, мы не смогли бы удержать наш генный код, связанный с классической музыкой. Они не знают, как привлечь молодое поколение, а у нас оно есть».
Новая площадка культурного форума — планетарий, где гостям представили инструменты российского производства. Но дело отнюдь не в скрипках и контрабасах, считает Юрий Башмет. Само наше время пока не способно породить нового Шостаковича или Скрябина.
Юрий Башмет: «Трудно творить, очень многие пути уже пройдены гениями, поэтому сегодня такой переходный, затянувшийся период. Цензура нужна в исполнительстве, у нас царит безвкусие, и это развращает слушателя. У нас очень мало сохранилось музыкантов, мы их знаем, но их мало. Которые чистят собственный вкус и понимают, что такое стиль».
Тема разговора секции «Танец» — балет в условиях холодной войны. Роль артиста как политического посредника едва ли не актуальнее, чем в 60-х. Маэстро вспоминал, как советские танцовщики показывали миру СССР с человеческим лицом. И до сих пор балетное сообщество спорит о том, сумеет ли Петербург сохранить лидерство, вспоминая известные строчки: «и даже в области балета мы впереди планеты всей». А впереди ли?
Борис Эйфман: «Лидирующие позиции могут быть в спорте, кто выше прыгнул. Лидирующие позиции в искусстве — вещь очень относительная. Но наша школа по-прежнему пользуется большим авторитетом, тому свидетельство гастроли нашего театра и огромный успех».
Да и к идее строить бренд города вокруг балета Борис Эйфман относится скептически, колыбель русского классического танца давно не монополист. В год 200 летнего юбилея Петипа маэстро предлагает следовать мировым трендам и развивать танец современный. Тем более что билеты на классический балет теперь по цене среднемесячной зарплаты. Лебединое озеро в Большом театре смотрят в основном иностранцы.
МУЗЕИ
Михаил Пиотровский во главе секции музеи говорил с коллегами о стратегии развития музейного дела до 2030 года и впервые публично обсуждал совместный проект Эрмитажа и фонда Лихачева, посвященный южному берегу Крыма. А на вопрос о самой актуальной проблеме музейного Петербурга ответил всего лишь одной фразой:
— Главная проблема музейного Петербурга — открытие музея Блокады.
Сам Эрмитаж представил на форуме интерактивную зону. Любой желающий может посмотреть новый виртуальный фильм о знаменитом музее с Константином Хабенским в главной роли. Правда, сеанс длиною 19 минут стоит 350 рублей. Цифровой музей — вытесняет оригинал.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Звезда секции «Живопись» — Покрас Лампас, основатель движения каллигра-футуризма. Арсений Пыженков — это настоящее имя художника — прославился работами в стиле каллиграфии для всемирно известных компаний. Он приехал в клетчатом пиджаке и шляпе, готовый к разговору о современном уличном искусстве.
Уличное искусство в Петербурге переживает небывалый подъем, классическая живопись уступает позиции. Новых громких имен просто нет.
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Сфера массовых коммуникаций больна тяжелым вирусом — фейка, дезинформации. Некогда просто модное словечко из интернета стало настолько масштабным явлением, что международное экспертное сообщество выносит его главной темой дискуссии.
Явление стало массовым и опасным. Вспомнить хотя бы громкую историю с инсценировкой убийства Аркадия Бабченко. Мэтры российской журналистики считают, в современном мире с его колоссальным информационным потоком люди должны научиться выбирать новости как колбасу в магазине.
ЛИТЕРАТУРА И ЧТЕНИЕ
Чтение в цифровой век обсуждали на секции «Литература». Авторитет литераторов — под сомнением, как и звание самого читающего города. Да и сама литература переживает шоковую трансформацию, миллионы пользователей интернета обсуждают не новые пьесы и романы, а рэп-баттлы.
Знаменитая битва двух рэперов — Оксимирона и Славы КПСС кого-то заставила вспомнить легендарный поэтический поединок, который произошел также в Петербурге, только сто лет назад. Когда Северянин и Маяковский обменялись утонченными колкостями. Представители традиционных литературных ценностей говорят о том, что такие тектонические сдвиги — не случайны.
Умирает ли российская культура? Ответ неоднозначный, говорят эксперты. И да, и нет. На самом деле она просто становится другой.
Евгения Альтфельд: «Не правы были греки, составляя список муз, уже в ближайшем будущем появится еще одна муза — виртуальная реальность, которая заменит все аналоговое искусство. И даже Международный культурный форум можно будет провести, надев очки виртуальной реальности».