О ремонте в доме Бака на Кирочной, разграблении 6-го северного форта Кронштадта и снесённом депо омнибусов — репортаж Антона Цумана.
Дом Бака на Кирочной улице. Сейчас здесь полным ходом идут ремонтные работы, в процессе которых знаменитый дом лишился некоторых деталей.
Член Союза реставраторов Геннадий Вьюнов показывает нам вход в парадную, до недавнего времени накрытую металлическим козырьком начала прошлого века. Вот так он выглядел ещё летом. Теперь козырек срезали по частям и вопрос, как его будут возвращать обратно, беспокоит мастера кузнечного дела больше всего.
Этот доходный дом по имени первого владельца Юлиана Бака с его воздушными галереями называют одним из самых необычных и популярных домов Петербурга. Но капитальный ремонт здесь не проводился с момента постройки. А теперь, когда долгожданные работы по фасаду в самом разгаре, жильцы дома еле успевают спасать старинные декоративные элементы из гор отбитой штукатурки.
Марина Жукова, как и её соседи, ещё не может забыть историю, когда старинные двери дома обнаружились в одном из кафе на улице Рубинштейна. Были проданы через интернет. И вот теперь новый повод для беспокойства. Распиленный и вывезенный козырек.
В Фонде капитального ремонта беспокойство жителей понимают. Но, по словам специалистов, другого способа спасти деталь фасада просто не было. Судя по данным осмотра, он буквально рассыпался. Элементы, которые ещё можно спасти, отреставрируют. А то проржавело — воссоздадут заново.
Но всё равно козырек дома Бака вернется на место. А вот другим историческим объектам повезло гораздо меньше. Эти кадры, две недели назад стали предметом обсуждений и поводом к возбуждению уголовного дела. Их автор, Ларион Топчий, во время морских прогулок часто бывает на одном из кронштадтских фортов. И в один из визитов обнаружил пропажу старинных пушек и деталей причального крана.
Шестой северный форт — защищал Петербург с середины 19 века. И даже после утраты боевого значения размещал в себе военное предприятие. Но год назад он был окончательно покинут. А то что этот объект находится в списках ЮНЕСКО для вандалов не препятствие. Цена на бронзовый лом — 250 рублей килограмм. Вес одной пушки 3,5 тонны. Пушек — 7. Итого 6 с лишним миллионов рублей. Какая уж тут история Петербурга!
Из украденных пушек пока удалось найти всего 4. Они не утеряны безвозвратно. Но некоторые объекты Петербурга уже не вернуть, как флигель дома Долгоруковых, откуда начинал творческий путь Павел Филонов и который изобразил на одной из своих картин. И буквально на прошлой неделе так же тихо исчез ещё один исторический объект.
В начале века здесь было депо для омнибус-моторов. Маршрутных вагонов на моторной тяге. Омнибус в переводе с латыни — для всех. То есть отсюда начиналась история общественного транспорта Петербурга. А теперь мы с председателем петербургского отделения ВООПИК Александром Кононов пытаемся узнать прежние очертания в остатках стен.
По словам Александра Кононова, собственник здания, РЖД, хранит молчание. Снос начался внезапно и неожиданно. А Просто так в этой зоне нельзя снести ни одно историческое здание. Но, тем не менее, от него осталась лишь стена да груда кирпичей.
Вот так деталью фасада, старинным орудием, по кирпичику, по флигелю, по зданию постепенно уходит история Петербурга. И это лишь за последний месяц. Вопрос в том, что останется?