Еще не так давно, когда в Эрмитажном театре был лекторий, а «Балтийский дом» назывался театром имени Ленинского комсомола, в СССР внушалось представление о том, что в социалистическом обществе постепенно стираются разные границы, например, между городом и деревней, физическим и умственным трудом. И вот уже у нас какое-то совсем другое общество, и театр имени Ленинского комсомола называется театр-фестиваль «Балтийский дом», а там опять стирают границы. Только на сей раз между жанрами, и делает это компания «Циркус-Циркор» из Стокгольма в спектакле, который так и называется – «Границы».

Полная версия спектакля «Границы» длится два часа. Из них нам показали всего 40 минут, но это были 40 минут виртуозной изобретательной акробатики. Эффектное зрелище само по себе должно было, по замыслу режиссера, стать еще эффектнее, если подвести под акробатику философско-публицистический подтекст или создать для нее политический контекст.

Мы хотим сделать так, чтобы услышали наш голос о том, что границы человечества должны быть раздвинуты. Мы богатая страна, к нам сегодня, рискуя жизнью, стремится много людей, и мы не должны говорить «нет», мы должны сказать «да», помогать им. Это легло в основу нашего спектакля.

Но красивая в изложении режиссера концепция о преодолении человеческих границ для зрителя не очевидна. Только один из эпизодов этого спектакля может быть впрямую понят как метафора перехода через реальное, физическое препятствие, а именно тот, в котором артисты обыгрывают высокую решетку.

Все остальное может быть отдано на откуп фантазии публики. Так, например, каким образом экзерсис на качелях или с шестом может проиллюстрировать озабоченность автора спектакля отчужденностью беженцев в Европе? Для этой цели использовали привычную подпорку — видеопроекцию в качестве задника.

Но, скорее, тема границ или ограниченности может просматриваться в этом спектакле с других сторон: как стремление к безграничности человеческих возможностей, так и размывания границ театрального жанра. В цирковую ткань вкраплены отдельные текстовые пассажи, не перестает звучать музыка.

Наши артисты хотят быть не только цирковыми, они хотят быть актёрами в самом широком смысле слова, чтобы показать на сцене то, что они могут играть.

О наличии у цирковых артистов музыкальных способностей говорит впечатляющее чувство ритмичности, с каким они работают в некоторых сценах, причем особенно в этом отношении впечатляет номер артиста Петера Эберга, жонглирующего тремя палочками, каждая из которых издает один звук. Сразу рождается метафора: он жонглирует звуками!

Петер Эберг,артист:
«Я занимался с одним ударником и однажды сказал: можно я пожонглирую твоими палочками. Это было 15 лет назад. Я тренировался две недели, и вот что получилось. Я могу работать и с четырьмя палочками, но это длинный номер и очень сложный ритмически, потому что палки вращаются с разной скоростью».

Мы привыкли, что цирк нас развлекает. Но театру из Швеции этого мало: там хотят, чтобы цирковое искусство делало нас лучше, и чтобы границ этому не было.