Парадокс, но в нашем городе форумов, городе-музее творил один очень знаменитый художник, который в революционную эпоху хотел, чтобы музеи были разрушены, а на их месте был бы, наверное, один большой черный квадрат. Благодаря тому, что этого не произошло, его собственные работы нашли приют в этих самых музеях, и там же открываются специальные выставки, ему посвященные. Вот и в Михайловском замке открылась выставка рисунков Казимира Малевича. Подробности у Дарьи Патриной.
На тетрадных страницах, на листах из блокнотов – удивительно, как хорошо они сохранились! – рисунки Казимира Малевича, некоторым более 100 лет. Ученица Малевича и друг семьи Анна Александровна Лепорская берегла их долгие десятилетия. В 70-х ее коллекция была частично опубликована и в целом стала знакома специалистам. В 2017 году наследники Лепорской передали часть коллекции – 117 рисунков – Русскому музею, где хранится самое обширное собрание живописных полотен Малевича.
От реализма к супрематизму и постсупрематизму – в беглых набросках – все этапы развития Малевича как живописца. Но ранние рисунки, сделанные еще в период обучения в школе Федора Рерберга, пожалуй, самое ценное. Лаконичные портреты, среди них, очевидно, есть и семейные, дружеские шаржи, натурные штудии — такого Малевича мало кто видел.
А это — виньетки его собственной эпохи «бердслеизма» — эскизы этикеток для туалетной воды, мыла и упаковок свечей. Заказы помогали выживать в невероятно бедные годы ученичества в Москве. Но и в них уже угадывается будущий Малевич. И любопытная деталь: уже позже, став «королем авангарда», Малевич стирал и исправлял последние цифры в датах своих ранних рисунков.
А для широкой публики, которая впервые увидит рисунки Малевича, именно этот ранний период, несомненно, станет большим открытием.
Наброски будущих супрематических композиций графитным карандашом. Малевич, действительно, неожиданный и до этих пор почти не известный. Несмотря на отсутствие цвета и скромность форматов, выставка имеет шанс стать музейным блокбастером.